Содержание статьи
    Также по теме

    ПЬЯЦЦЕТТА, ДЖОВАННИ БАТТИСТА

    ПЬЯЦЦЕТТА, ДЖОВАННИ БАТТИСТА (Piazzetta, Giovanni Battista) (1683–1754), венецианский живописец. Родился в Венеции 13 февраля 1683. Учился в Болонье у Джузеппе Креспи, чье влияние оказалось решающим для формирования его стиля. Работая в мастерской Креспи, Пьяццетта стал писать в свободной импрессионистической манере. По возвращении в родной город испытал влияние венецианской традиции, которое проявилось в частности в использовании очень мягких и нежных тонов для создания светотеневой моделировки. Эта тенденция хорошо заметна в Портрете Джулии Лама (ок. 1723, Мадрид, музей Тиссен-Борнемиса); она стала важным элементом в дальнейшем развитии венецианской живописи 18 в.

    Для ранних работ живописца характерны резкие светотеневые контрасты и преобладание красновато-коричневых тонов. При помощи сильной светотеневой моделировки художник стремился достичь драматического напряжения и рельефности; в качестве примеров можно привести картины Мученичество св. Иакова (1722, Венеция, церковь Сан Стаэ) и Жертвоприношение Исаака (1735–1741, Вадодара, Музей и Картинная галерея). Решительный натурализм Пьяццетты сродни искусству Караваджо и Гверчино. Позднее художник перешел от резких контрастов к более богатой модуляции цвета и света. Одна из лучших его работ – алтарный образ Явление Мадонны св. Филиппо Нери (1725–1727, Венеция, церковь Санта Мария делла Фава). Фигуры приобретают конкретность и реальность благодаря плотности красок и драматическому использованию света.

    В 1723–1727 Пьяццетта написал огромную композицию для плафона капеллы св. Доменика венецианской церкви Санти Джованни э Паоло – Апофеоз св. Доминика. В этой композиции воздушная перспектива и энергичные движения фигур предвосхищают приемы величайшего мастера декоративной живописи Дж.Б.Тьеполо. Как и Креспи, Пьяцетта писал также жанровые композиции, например, Пастораль (1740, Чикаго, Художественный институт), Идиллия на морском берегу (1745, Кёльн).

    Со временем цветовая гамма произведений Пьяццетты становится светлее и богаче, а их настроение – более спокойным и созерцательным, как в картинах Ревекка и Елиазар (1735–1741, Милан, галерея Брера) и Гадалка (1740, Венеция, галерея Академии). В 1750 Пьяццетта был избран директором венецианской Академии изящных искусств. Умер Пьяццетта в Венеции 28 апреля 1754.

     IGDA     ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПЬЯЦЦЕТТА. ГАДАЛКА (1740)