Содержание статьи
    Также по теме

    РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО КАРЛО

    РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО КАРЛО (Rastrelli, Bartolomeo Carlo) (1675–1744), художник, выдающийся мастер скульптуры барокко, один из основоположников этого стиля в России.

    Родился во Флоренции, в состоятельной дворянской семье. Около 1700 переселился в Париж, где проявил себя как мастер монументально-декоративной пластики (надгробие маркиза де Помпонн в церкви Сен-Мерри, 1703–1706; разрушено в 1792 в период Французской революции). В 1716 вместе с сыном (будущим архитектором) приехал в Петербург по приглашению петровского сподвижника Ф.Лефорта, – мастер призван был руководить архитектурными и скульптурными работами по украшению новой столицы, выполнять портреты «подобно живым людям», устраивать сады и фонтаны, сооружать театральные машины и декорации, делать медали и обучать всему этому русских мастеров (на практике же его деятельность ограничилась скульптурой).

    Растрелли (как и его сын) заняли исключительно важное место в плеяде иноземных художников петровской поры, принесших навыки и приемы «чисто западного» барокко в страну, где последнее существовало до сих пор в смешанном, средневеково-барочном («московском» или «нарышкинском») варианте; в этом смысле его произведения (подобно работам А.Шлютера) явились эталонами для развития русской скульптуры 18 в.

    Создал ряд портретных образов Петра I: его парадно-триумфальный конный монумент (1719–1743; отлит из бронзы в 1745–1746 и в 1800 установлен перед Инженерным замком), большой бюст (бронза, 1723–1729, Эрмитаж, Петербург) и «восковую персону» (1725, там же). Среди других его произведений – бюст А.Д.Меньшикова (1723–1729, известен в мраморной версии, исполненной в 1849 И.П.Витали по не сохранившемуся восковому оригиналу; Русский музей, Петербург), бюст неизвестного (возможно, автопортрет; бронза, 1732, Третьяковская галерея), группа Императрица Анна Ивановна с арапчонком (бронза, 1733–1741, Русский музей). Эффекты театральной репрезентации, пышное великолепие, тонкая отделка деталей порой сочетаются в этих работах (в особенности в Анне Ивановне) с жестким натурализмом в передаче лица. Мастер участвовал также в 1721–1723 в оформлении Большого каскада в Петергофе (маскароны, военно-аллегорические рельефы, группа Нептунова телега), а в 1721–1724 работал над моделью (неосуществленного) «триумфального столпа» в память побед в Северной войне 1700–1721.

    Умер Растрелли в Петербурге 18 (29) ноября 1744.

    См. также РАСТРЕЛЛИ, ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО.

    Литература

    Архипов Н.И., Раскин А.Г. Б.К.Растрелли. Л. – М., 1964