Содержание статьи
    Также по теме

    РИНАЛЬДИ, АНТОНИО

    РИНАЛЬДИ, АНТОНИО (Rinaldi, Antonio) (ок. 1709–1794), архитектор, представитель барокко, одна из ключевых фигур итало-русских художественных связей «века Просвещения».

    Родился скорее всего в Неаполе или его окрестностях ок. 1709. Принадлежал к дворянскому роду. Был учеником и, фактически, членом семьи Л.Ванвителли, одного из крупнейших зодчих итальянского барокко. Принимал активное участие в ряде его построек (собор монастыря Санта-Маддалена в Пезаро, 1740–1745; дворец неаполитанских королей в Казерте, 1751–1752). Приглашенный на службу к графу К.Г.Разумовскому (брату фаворита императрицы Елизаветы Петровны А.Г.Разумовского), приехал в 1752 на Украину, работал в Батурине, Глухове и других местах. Среди его работ этого периода (которые либо не сохранились, либо не поддаются четкой авторской идентификации) в качестве несомненного произведения зодчего выделяется величаво-живописный храм Воскресения Христова в Почепе на Брянщине (конец 1750-х годов). Родственен ему по облику и ринальдиевский собор св. Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп; 1762–1782).

    В 1754 по предложению Петра III приступил к большому строительству в Ораниенбауме (ныне Ломоносов) под Петербургом. По его проектам здесь были возведены: сравнительно скромный дворец Петра III (1759–1762), знаменитые, впечатляющие своей декоративно-пластической изысканностью Китайский дворец (обязанный своим названием нескольким комнатам, отделанным в «китайском вкусе»; 1762–1769) и уникальная Катальная горка (восходящая к народным горкам для катаний по льду; 1762–1774), а также ряд других построек. Прихотливая сложность планов Китайского дворца и Горки вкупе с роскошью внутренней отделки всех здешних зданий Ринальди (разрушенных в годы Второй мировой войны, но затем отреставрированных) делает их замечательными примерами стилистического единения барокко и рококо. Среди других произведений зодчего особо значителен живописный Мраморный дворец в Петербурге (ныне отдел Русского музея; 1768–1785), где проявляются уже тенденции классицизма. Тот же стилистический сдвиг прослеживается и в других работах Ринальди (в Петербурге: дом Мятлевых (1760–1770-е годы), костел святой Екатерины на Невском (совместно с Ж.-Б.Валлен-Деламотом; 1763–1783), достройка Князь-Владимирского собора (1766–1772), Исаакиевский собор (1768–1802; разобран при строительстве собора А.Монферрана); в Гатчине: дворец и планировка парка (1766–1781; дворец значительно перестроен в конце 18 и середине 19 вв.); в Царском Селе (ныне Пушкин): военно-мемориальные Чесменская (1771–1778), Морейская (1771) и Крымская (1776) колонны, Кагульский обелиск (1771–1772), а также Гатчинские (Орловские) ворота, 1771–1778).

    В 1783 Ринальди сильно ушибся, упав с лесов возводившегося по его проекту здания петербургского Большого театра (не сохранилось), после чего уехал на родину и жил в Риме, активным строительством больше не занимаясь.

    Умер Ринальди в Риме 10 февраля 1794.

     Бузланов С. www.archi.ru     ЧЕСМЕНСКАЯ КОЛОННА. Царское Село       Хачатуров С. www.archi.ru     КИТАЙСКИЙ ДВОРЕЦ. Ораниенбаум

    Литература

    Кючарианц Д.А. А.Ринальди. Л., 1984