Содержание статьи
    Также по теме

    РОМАНОВИЧ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

    РОМАНОВИЧ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1894–1968), русский художник, один из наиболее значительных живописцев, вышедших из круга «Маковца».

    Родился в Москве 11 сентября (29 августа) 1894 в семье чиновника. Занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1912–1918). Испытав большое влияние своего друга М.Ф.Ларионова, примкнул к футуристическому авангарду, участвовал на выставке «Ослиный хвост» (1912). Писал беспредметные картины, – впрочем, из ранних его работ ничего не сохранилось. В 1920–1928 жил в Москве и Воронеже, преподавал в региональных отделениях Вхутемаса, затем обосновался в Москве. С 1921 стал одним из самых активных членов общества «Маковец», душой которого был В.Н.Чекрыгин.

    Опубликовал во втором номере журнала «Маковец» (1922) программную статью О реализме, ознаменовавшую его отход от радикальных форм авангарда. Выдвинул понятие «реализма в высшем смысле, соприкасающегося с пророчеством и исходящего из нравственной и светоносной природы человека». С тех пор тяготел к религиозному символизму, сделав главным критерием своих произведений особого рода «светоносный» колорит. В его искусстве 1920–1930-х годов преобладают антично-мифологические сюжеты (Три грации, 1927, Русский музей; Воспитание Зевса, 1930-е годы, Третьяковская галерея), а также вариации на темы старых мастеров – Тинторетто, П.П.Рубенса, А.Ватто и других. В 1940-е годы на первый план выходит евангельская тема, которой Романович посвятил огромное число полотен. Понимая христианство в духе эстетизированной теософии – как откровение-в-искусстве, – он стремился превратить в нагядную стихию этого откровения саму красочную стихию, то феерически-светлую, то трагически-мрачную (Христос перед первосвященником, 1952; Благовещение, 2 варианта 1950-х годов, все – в Русском музее; Поругание Христа, 2 варианта 1950-х годов, Третьяковская галерея; Возложение тернового венца, 1960-е годы, частное собрание, Москва). Символизм перерастает здесь в лирико-мистический экспрессионизм. В этот период написал также немало замечательных по колориту портретов (Автопортрет на фоне циновки, 1942–1943, Третьяковская галерея) и цветочных натюмортов

    С конца 1920-х годов мастер перестал участвовать в выставках (да и при всем желании представить на публичный показ что-либо из его евангельского цикла в тот период было бы невозможно). Примкнул к «неофициальному» искусству, на жизнь зарабатывал как педагог, оформитель общественных интерьеров, а в 1960-е годы – также как изготовитель скульптурных бюстов и надгробий.

    Умер Романович в Москве 21 ноября 1968. Оставил и литературное наследие (размышления об искусстве, воспоминания о Ларионове), большей частью не опубликованное.

    См. также МАКОВЕЦ; ОСЛИНЫЙ ХВОСТ.

    Литература

    С.М.Романович. Живопись. Графика (каталог). М., 1994