Содержание статьи
    Также по теме

    РОПЕТ, ИВАН ПАВЛОВИЧ

    РОПЕТ, ИВАН ПАВЛОВИЧ (наст. фамилия, имя и отчество Петров Иван Николаевич) (1845–1908), русский архитектор, представитель историзма, один из создателей нового «русского стиля», непосредственно предварившего искусство модерна.

    Родился в 1845 в семье мастера Петергофской бумажной фабрики. Рано оставшись сиротою, воспитывался дядей, поэтому позднее изменил свое отчество «Николаевич» по дядиному имени. Учился в Академии художеств (1861–1871) у А.М.Горностаева, одного из основоположников «русского стиля» в зодчестве 19 в. Еще решительней, чем К.А.Тон, отойдя от классицизма к декоративным приемам, непосредственно восходящим к искусству национального Средневековья и фольклора, Горностаев увлек за собой целую плеяду молодых архитекторов (И.И.Горностаев, В.А.Гартман, И.С.Богомолов, Ф.С.Харламов и др.), среди которых Ропет занял видное, едва ли не центральное место. Ропет, избравший этот псевдоним в виде экзотической анаграммы своей обыденной фамилии «Петров», активно сотрудничал в периодически выходившем увраже «Мотивы русской архитектуры» (1874–1880), проводившем «горностаевскую», национально-фольклорную линию архитектурного развития. В 1876–1880 изучал классическую и современную архитектуру во Франции и других странах Западной Европы. Примыкал к абрамцевскому кружку С.И.Мамонтова. Жил преимущественно в Петербурге.

    Первой его крупной работой явилась декоративная отделка зала театра в Красном селе под Петербургом, в основной своей части спроектированного Харламовым (1869; не сохранился); уже здесь была широко применена столь характерная для его построек (в непосредственном либо стилизованном виде) фольклорная резьба по дереву. С тем же соавтором создал Павильон ботаники и садоводства на Политехнической выставке в Москве (1872), более близкий к мавританскому стилю. Всецело в «русском народном вкусе» выстроена баня в Абрамцево («теремок», 1877–1878) с крыльцом, перекрытым сводом-«бочкой». На Всемирной выставке в Париже (1878) мастер оформил отведенное России экспо-пространство в виде теремного дворца 17 в., поражавшего воображение зрителей своим прихотливым декором. По его проектам были возведены русский павильон на Всемирной выставке в Чикаго (1893) и павильон садоводства на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896; ни одно из его выставочных сооружений до нас не дошло). Скорее всего, именно к его проекту восходит дом Н.П.Басина на площади Александровского театра в Петербурге (1878–1881). Наиболее значительной же из его городских построек явилось здание русского посольства в Токио (1890-е годы). Занимался также графическим дизайном (афиша для парижского павильона с надписью «Здесь говорят по-русски») и книжным оформлением (роскошный фолиант Византийские эмали. Собрание Звенигородского, 1879; обложки журнала «Вестник изящных искусств», 1880-е годы), нарисовал много эскизов «славянской» мебели, и здесь являя виртуозный дар соединения разнородных элементов (взятых из средневековой книжной живописи, крестьянской вышивки и резьбы) в нарядных синтетических зрелищах.

    Узорчатая «ропетовщина» не раз вызывала острую критику со стороны ревнителей классики или более строго-функционального подхода. С другой стороны, В.В.Стасов (в своем отзыве о парижской выставке 1878) приветствовал такого рода стилистику как «будущее нашей архитектуры». Предвосхитив орнаментально-синтетическую органику модерна, в эпоху широкого распространения последнего Ропет уже отошел от дел, конкретным строительством больше не занимаясь.

    Умер Ропет в Петербурге 12 (25) декабря 1908.

    Литература

    Кириченко Е.И. Архитектор И.П.Ропет. – Архитектурное наследство, выпуск 20, 1972