Содержание статьи
Также по теме

СААРИНЕН

СААРИНЕН (Saarinen), фамилия двух американских архитекторов финского происхождения.

Элиель Готлиб

(Eliel Gottlieb) (1873–1950) родился 20 августа 1873 в финском городке Рантасалми. В 1897 окончил Политехнический институт в Хельсинки. Блестящий дизайнер, архитектор и теоретик архитектуры, он принадлежал сначала к направлению т.н. национального романтизма, возникшему в финском искусстве на рубеже 19–20 вв. в противовес неоклассицизму. Он стремился к простоте и ясности решения, следуя постулату, что красота вырастает из функциональности, а не является воспроизведением готовых формул. Создание павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже (вместе с А.Линдгреном и Х.Гезеллиусом) в 1900 и железнодорожного вокзала в Хельсинки (1906–1914) принесло Элиелю Сааринену всемирную славу. В 1922 он получил вторую премию на международном конкурсе проектов здания редакции газеты «Чикаго трибюн». Его проект отличался чистотой линий и отсутствием деталей и оказал заметное влияние на сооружение американских небоскребов. Хотя этот проект не был осуществлен, в 1923 архитектор прибыл в США. Он поселился в Кранбруке, близ Детройта (шт. Мичиган), где при поддержке мецената Дж.Бута создал крупный учебный центр. С 1932 по 1948 был президентом Кранбрукской академии искусства и до конца жизни оставался деканом факультета архитектуры и градостроительства. Умер Эмиель Сааринен в Кранбруке 1 июля 1950.

Эро

 

(Eero) (1910–1961), архитектор, сын Элиеля Сааринена, родился в финском городе Киркконумми 20 августа 1910. Учился в архитектурной школе Йельского университета в Нью-Хейвене. Чистота линий, уравновешенность масс, эффектное использование материалов играли важнейшую роль в работах отца и сына Саариненов, но если Элиель стремился достичь ощущения живописности и рукотворности архитектуры, то Эро тяготел к механистической сверхточности. Он активно использовал в своих работах новые материалы: алюминий, стекло и даже фарфор. В 1937 Эро начал работать вместе с отцом. В 1940 получил американское гражданство. В 1947 их фирма завоевала первый приз за проект здания для Смитсоновского института в Вашингтоне. С 1949 Эро Сааринен работал самостоятельно. Среди его авторских работ: Арка Договора в Национальном мемориале Т.Джефферсона в Сент-Луисе; перекрытый куполом из бетона и стекла зал и цилиндрической формы капелла, входящие в комплекс построек Массачусетского технологического института; технический центр «Дженерал Моторс» в Детройте и терминал авиакомпании «Транс-уорлд эйрлайнз» в нью-йоркском аэропорту имени Дж.Кеннеди. Капелла Массачусетского технологического института была включена в список уникальных церковных сооружений, построенных за четверть века, составленный в 1956 Национальным советом церквей США. Эро Сааринен был также знаменитым дизайнером мебели. Умер Эро Сааринен в Анн-Арборе (шт. Мичиган) 1 сентября 1961.

Литература

Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973