Содержание статьи
    Также по теме

    СЕВЕРИНИ, ДЖИНО

    СЕВЕРИНИ, ДЖИНО (Severini, Gino) (1883–1966), итальянский художник и теоретик искусства, один из лидеров итальянского футуризма.

    Родился в Кортоне (Тоскана) 7 апреля 1883. Посещал вечерние художественные курсы при Вилле Медичи в Риме (с 1899). Занимался в частной школе Дж.Балла, где встретил У.Боччони; познакомился с системой цветового дивизионизма. Осваивал последнюю также под влиянием живописи Ж.Сёра и П.Синьяка, которую увидел в Париже, приехав туда в 1906. В 1910 присоединился к группировке футуристов. Жил главным образом в Париже (в 1935–1946 – в Риме), часто наезжая в Италию.

    От ранних пуантилистских вещей (Весна на Монмартре, 1908, частное собрание, Париж) перешел к более масштабным картинам, пронизанным бурной ритмикой форм, преображенных в красочное полуабстрактное зрелище. Главным источником мотивов для этих наиболее известных его произведений были ночные кабаре (Голубая танцовщица, 1912, частное собрание, Милан; Динамические иероглифы бала Табарэн, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В ряде работ нашел выражение футуристический культ войны как «гигиены мира» (Поезд Красного креста, 1914, Музей С.Гуггенхейма, Нью-Йорк; Пушки в действии, 1915, частное собрание, Милан).

    Дойдя до полной беспредметности (Сферическое распространение центробежного света, 1914, частное собрание, Милан), Северини затем обратился к фигуративным, достаточно традиционным образам (Материнство, 1916, музей Этрусской академии, Кортона). Аналогичный поворот от авангарда к неоклассике выражен и в его теоретических текстах (эссе Символизм пластический и символизм литературный, 1916; Машинизм в искусстве, Авангардная живопись; оба сочинения – 1917; От кубизма к классицизму, 1921). В межвоенный период многочисленные монументально-декоративные композиции Северини (в замке Монтегуфони близ Флоренции, 1921–1922, и во Дворце правосудия в Милане, 1936–1937; росписи церквей в Швейцарии – во Фрибуре, Таванне, Лозанне, Ла Роше, 1923–1939, – и др.), равно как и станковые полотна (пейзажи античного Рима, натюрморты, мотивы комедии дель арте), с одной стороны, примыкали к «новеченто», ставшему официальным стилем фашистской Италии, с другой – вобрали в себя и немало элементов более приватной «метафизической живописи».

    В 1940–1950-е годы Северини работал и как сценограф (для театров «Маджо» во Флоренции и «Фениче» в Венеции). Опубликовал мемуарную книгу Вся жизнь живописца (1946). С начала 1950-х годов не раз варьировал свои ранние футуристические мотивы в русле новой моды на абстракционизм.

    Умер Северини в Париже 26 февраля 1966.

    Литература

    Бобринская Е.А. Футуризм. М., 2000