Содержание статьи
    Также по теме

    СИТНИКОВ, ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

    СИТНИКОВ, ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1915–1987), русский художник, живописец и график, одна из самых ярких, по-своему «знаковых» фигур послевоенного «неофициального» искусства России.

    Родился в селе Ново-Ракитино (Лебедянский уезд Тамбовской губернии) 19 августа (1 сентября) 1915 в крестьянской семье, переехавшей в 1921 в Москву. В 1933 учился в Московском судомеханическом техникуме, пристрастившись к изготовлению моделей парусников. Попытка поступить во Вхутемас (1935) успехом не увенчалась. Работал на строительстве метро, художником-мультипликатором и модельщиком у режиссера А.Л.Птушко, показывал диапозитивы на лекциях профессоров Художественного института имени В.И.Сурикова (отсюда кличка «Вася-фонарщик»). Став жертвой навета, в 1941 был арестован, признан душевнобольным и направлен на принудительное лечение в Казань. Вернувшись в столицу (1944), перебивался случайными заработками. В период «оттепели» примкнул к движению «неофициального» искусства.

    Формальным истоком его творчества стала традиционная система академического преподавания, основанная на работе с нагой натурой и тщательных графических растушевках. У Ситникова, однако же, академическая натура превращалась в сюрреалистическую эротику, а растушевки – в зыбкую воздушную стихию, окутывающую формы в виде снежной мглы, болотного тумана или светового марева. К этому прибавились характерные черты «русского стиля» в духе символизма и модерна. Так рождались его живописные и графические серии 1960–1970-х годов – ню, сексуальные гротески, жанры с «монастырем со снежинками», степные пейзажи (часто тоже с центральным мотивом монастыря). Сам его образ жизни был своеобразным произведением-хэппенингом, непрерывным артистическим юродством, начинающимся со знаменитой надписи «я щас приду» на двери квартиры, где хранилось ценное собрание церковных древностей и восточных ковров.

    С 1951 художник активно преподавал, осуществив свою мечту о «домашней академии». Его педагогическая система включала немало эпатажных парадоксов (советы о том, как учиться тону, «растушевывая» газетные фото, или как писать пейзаж половой щеткой из корыта с красочным раствором). Со «школой Ситникова» был связан – как прямым ученичеством, так и творческими контактами – целый ряд видных мастеров (В.Г.Вейсберг, Ю.А.Ведерников, М.Д.Стерлигова, А.В. Харитонов и др.). Однако в целом, за отдельными исключениями (типа вышеперечисленных) школа эта с годами выродилась в производство «подпольно-сувенирного» живописного китча. В 1975 мастер эмигрировал через Австрию в США. Наиболее ценную часть своей коллекции икон отдал в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Собственные же его вещи «рассеялись» почти бесследно – не считая репродукций и отдельных работ в музеях (музей Циммерли при Рутгерском университете, Нью-Джерси, США; и др.). Успеха за границей не имел.

    Умер Ситников в Нью-Йорке 28 ноября 1987.

    Литература

    Василий Ситников. Уроки. М., 1984