Содержание статьи
    Также по теме

    СОКОЛОВ, МИХАИЛ КСЕНОФОНТОВИЧ

    СОКОЛОВ, МИХАИЛ КСЕНОФОНТОВИЧ (1885–1947), русский художник, мастер живописи и графики, представитель романтико-символистского «тихого искусства».

    Родился в Ярославле 6 (18) сентября 1885 в семье ремесленника-бондаря. Приехав в Москву, посещал Строгановское художественно-промышленное училище (1904–1907), затем по воинскому призыву служил матросом на Балтийском флоте. С 1907 жил в Москве и Ярославле. Вновь призванный в армию, служил в составе того же флота в Петрограде, не оставляя занятий искусством (1914–1917). Демобилизовавшись, преподавал изобразительное искусство в Сергаче Новгородской губернии, Ярославле, Твери и Яхроме (1918–1922), после этого, продолжая педагогическую работу, жил в основном в Москве.

    Авангардизм лишь слегка сказался в его ранних работах (кубистические формы рисунков «тверского периода», 1920–1922). Виртуоз нервно-выразительного рисунка-импровизации и темпераментной, но сдержанной по тону живописи, Соколов – хотя он и не примыкал к каким-либо группировкам – одно время был близок религиозному символизму круга «Маковца» (евангельский цикл Страсти, рисунки сангиной, вторая половина 1920-х – 1930-е годы, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва). Многие его композиции напоминают не столько натурные образы, сколько внутренние видения – таковы те же Страсти, а также циклы Цирк, Музыканты, Прекрасные дамы, Всадники, Воспоминания о старой Испании, написанные тушью и акварелью (конец 1920-х – первая половина 1930-х годов). Замкнута в себе, меланхолически отрешена от злобы дня его живопись маслом того же периода: это безлюдные пейзажи Москвы, портреты реальные и воображаемые (где даже вполне конкретные персонажи принимают облик фантомов), артистичные натюрморты. По-своему злободневна, однако же, его графическая серия Французская революция (первая половина 1930-х годов), обнажающая трагедию власти, ключевые фигуры которой обращаются в зыбкие тени. Плодотворно работал как иллюстратор (Данте, В.Гюго, О.Бальзака, Ч.Диккенса, Э.Т.А.Гофмана, Ч.Диккенса), однако изданы были лишь его рисунки к Орлеанской девственнице Вольтера (1934). В лучших произведениях этого рода антиофициозные принципы «тихого искусства» достигли особой лирической экспрессии.

    Репрессированный по политическому обвинению, был в 1938 приговорен к 7 годам исправительно-трудовых лагерей. Отбывал срок на станции Тайга (Кемеровской области), где ухитрялся создавать из суррогатных красок (смесь зубных и медицинских порошков, золы, глины, марганцовки и т.д.) миниатюрные пейзажики, которые посылал в письмах на волю; они не раз демонстрировались в 1990-е годы на выставках общества «Мемориал». В 1943 его выпустили из лагеря как «доходягу». Будучи тяжелобольным, Соколов руководил изокружком в Доме пионеров Рыбинска (1943–1947), вновь обратился к живописи маслом (серия Птицы, 1946–1947, частное собрание, Москва). Затем был перевезен в Москву.

    Умер Соколов в Москве 29 сентября 1947. Посмертно реабилитирован. Оставил также и поэтическое наследие, до сих пор остающееся малоизученным. Наиболее крупное собрание его работ хранится в Ярославском художественном музее.

    Литература

    М.К.Соколов (1885–1947). Живопись, графика (каталог). М., 1985