Содержание статьи
    Также по теме

    СТАЛЬ, НИКОЛА

    СТАЛЬ, НИКОЛА (наст. имя и отчество Николай Владимирович) (1914–1955), художник, один из крупнейших живописцев Франции середины 20 в., представитель ташизма.

    Родился в Петербурге 5 (18) января 1914. Был сыном барона В.И.Сталь фон Гольштейна, помощника коменданта Петропавловской крепости. В 1919 семья выехала в Польшу. Рано остался сиротой и был взят под опеку родственниками. Учился в католических колледжах Брюсселя и Брен-л'Аллё (1922–1931), а в 1932–1935 – в Королевской академии искусств в Брюсселе. Посещал также академию Сен-Жиль (там же, в те же годы) и парижскую Свободную академию Ф.Леже (1938). Побывал в Голландии, Испании, Англии, Италии, Марокко и Тунисе (в последнем – в составе Иностранного легиона в 1939–1940), США. Жил в Брюсселе, Париже, на юге Франции (в Ницце и Антибе). Испытал большое влияние А.Матисса и Ж.Брака.

    В своих ранних живописных экспериментах часто сочетал абстрактные и предметно-натюмортные формы. Перешел к чистой беспредметности в 1944 под влиянием своего друга, художника А.М.Ланского. Примкнул к ташизму, французскому варианту абстрактного экспрессионизма, неизменно делая главным элементом образа очень крупный мазок-«пятно» (tache). Его картины выделяются своими звучными, воистину музыкальными тональными гаммами, сперва темными, резко-контрастными и динамичными (Композиция в черном, 1946, Художественный музей, Цюрих; Марафон, 1948, галерея Тейт Модерн, Лондон), позднее все более созерцательно-спокойными – с характерными мотивами городских крыш и средиземноморского побережья (циклы пейзажей конца 1940-х – начала 1950-х годов). Предметно-сюжетное начало вернулось в его творчество, начиная с серии картин на тему ночного футбольного матча (1952). Монументальной цветовой «кладкой» писал море, прибрежные города, обнаженную натуру, простые натюрмортные постановки, букеты цветов, добиваясь при этом не столько гедонистической чувственности, сколько острой внутренней напряженности колорита (Агригент, 1953, Художественный музей, Цюрих; Антибский форт, 1955; Чайки, 1955; обе работы – в частных собраниях, Париж).

    Плодотворно работал как график, мастер штриха, не менее монументального, чем его мазок. Выступал как иллюстратор, оформив, в частности, своими литографиями избранные тексты Ветхого Завета (альбом был издан в 1968).

    Умер Сталь в Антибе 16 марта 1955, покончив с собой во время очередного приступа нервной депрессии.

    Литература

    Лейкинд О.Л. и др. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. СПб, 1999