Содержание статьи
    Также по теме

    ТЫРСА, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

    ТЫРСА, НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ (1887–1942), русский художник, мастер графики, представитель модерна и «тихого искусства».

    Родился в селе Аралых (Эриванская губерния; ныне Аралык, Турция) 27 апреля (9 мая) 1887 в семье чиновника-землемера. Учился в петербургской Академии художеств (1905–1909), а также в школе Е.Н.Званцевой (1906–1910) у Л.С.Бакста, глубоко усвоив «мирискусническую» традицию. Жил в Ленинграде.

    Еще в дореволюционные годы завоевал известность как виртуоз рисунка. Репродукции его натурных зарисовок, лаконичные, чуть стилизованные в духе модерна, помещались (наряду с рисунками П.М.Митурича или Л.А.Бруни) в журнале «Аполлон» на равных со стихами А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилева и М.А.Кузмина, отвечая присущему акмеизму стремлению к мудрой простоте. Работал в разных техниках рисунка, часто обращался к акварели, эстампу. Любил рисовать ламповой копотью, придавая этому материалу (которым обычно пользовались лишь в случае крайней необходимости, по нужде) невиданный артистизм. В его произведениях 1920-х годов откристаллизовалась типология «тихого искусства» – с его будничными мотивами семейного или студийного интерьера, житейскими натюмортами, портретами близких людей, привычными пейзажами, окутанными, однако, романтической дымкой.

    Среди характерных его работ – Портрет дочери (1927), Ленинград. Екатерининский канал (1931; обе картины – в Третьяковской галерее); портрет Ахматовой (1928; Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва); Мойка у Синего моста (1933), Портрет молодой женщины с книгой (1936; обе работы – в Русском музее). Обращался и к живописи маслом, воплощая в ней – в манере камерного символизма и модерна – все тот же дух поэтически-созерцательного уединения (Розовая комната, 1935, там же). Весьма плодотворно работал как художник книги, перенося в массовые, дешевые издания стандарты высокого стиля. Иллюстрировал, в частности, Осаду дворца В.А.Каверина (1926), Республику Шкид Л.Пантелеева (1927), Пиковую даму Пушкина (1936), Анну Каренину Л.Н.Толстого (1939). Посвятил защите этого вида искусства специальную статью Иллюстрация и творчество («Литературный современник», 1931, № 1).

    Много работал как педагог в Свободных художественных мастерских –высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1918–1922) и Институте гражданских инженеров (1924–1942).

    Умер Тырса в Вологде 10 февраля 1942.

    Литература

    Н.А.Тырса (каталог). Л., 1967
    Петров В.Н. Встречи с Тырсой. – В кн.: Панорама искусств, вып. 3. М., 1980