Содержание статьи
    Также по теме

    ТКАЧЕВЫ

    ТКАЧЕВЫ, братья Сергей Петрович (р. 1922) и Алексей Петрович (р. 1925), русские художники, живописцы, известные мастера деревенской темы в русском изобразительном искусстве второй половины 20 в.

    Оба родились в поселке Чугуновка (ныне в Брянской области), Сергей – 10 ноября 1922, Алексей – 11 сентября 1925, в крестьянской семье. В начале 1930-х годов переехали в городок Бежица, где отец работал токарем на заводе. Сами работали на заводах Бежицы, Нижнего Тагила и Свердловска (1941–1942), Сергей к тому же был участником Второй мировой войны. Старший брат занимался в художественных училищах Витебска (1938–1941) и Свердловска (1945–1946), а также в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1946–1952) у С.В.Герасимова, младший – в Московском художественном институте имени В.И.Сурикова (1945–1951). Испытали большое влияние А.А.Пластова. С 1952 работают сотворчески. Жили в Минске и (с 1955) в Подольске. В 1972 обосновались в Москве.

    В 1950-е годы сложилась их характерная манера письма, импрессионистичная, цветонасыщенная и пастозная – с картиной, хранящей живые черты натурного этюда. Обращаясь к историко-революционной теме, нарушали «героический канон», внося в него элементы жанрово-бытового рассказа (Между боями, 1958–1960, Третьяковская галерея). Завоевали авторитет в первую очередь как жанристы, создавая картины о делах и днях русской деревни, о судьбах разных ее поколений (Матери, 1960–1961, там же; Пора сенокосная, 1976, Областной художественный музей, Иркутск; Июньская пора, 1976–1977, Русский музей (за две последних картины им была присуждена Государственная премия СССР 1978 года); Ветеран, Молодая семья – обе работы 1983–1985, собственность Министерства культуры Российской Федерации). Скрытый драматизм, свойственный их лучшим вещам, нарастал по мере ослабления выставочной цензуры (Колокол, 1987–1989; Один. Крест, 1992; обе – собственность художников).

    Сергей Ткачев занимал в 1976–1987 пост председателя правления Союза художников РСФСР. В качестве администратора придерживался консервативных принципов, проявляя программную нетерпимость к арт-авангарду.

    Литература

    Братья Ткачевы. Художники о себе. М., 2000