Содержание статьи
    Также по теме

    ТОМА ДЕ ТОМОН, ЖАН

    ТОМА ДЕ ТОМОН, ЖАН (1760–1813), архитектор, представитель стиля ампир.

    Родился в Берне 12 апреля 1760. Юные годы провел во Франции, где отец его состоял на воинской службе. Учился в парижской Академии архитектуры, а с 1785 – во французской Академии в Риме. Уже в Италии проявил себя как замечательный мастер архитектурного рисунка. По возвращении в Париж поступил на службу к графу д'Артуа, брату Людовика XVI, однако значительных заказов не получал. В 1790-е годы работал для князей Любомирских (перестройка родового дворца в Ланьцуте, Польша), а затем, живя в Вене, – у герцога М.Эстерхази (проекты школы для Вены и серных бань для Эйзенштадта). По приглашению князя А.М.Голицына приехал в Россию (1799), где получил в петербургской Академии художеств звания академика (1800) и профессора архитектуры (1810). С 1802 – придворный архитектор.

    Первой его реальной работой в Петербурге явилась перестройка Большого театра (1802–1804; не сохранился). Тома спроектировал также два крупных здания для Одессы: театр (1804–1809), тоже до нас не дошедший, и госпиталь (1806–1821). По заказу императрицы Марии Федоровны создал садовый храм-мавзолей в память Павла I в Павловске (1807–1809) – один из шедевров мемориальной архитектуры эпохи. В самой же столице по проектам мастера был – помимо Большого театра – перестроен дом Лаваля (ныне Центральный исторический архив; 1806–1810), возведены амбары Сального Буяна (1805–1806, не сохранились) и, наконец, знаменитая Биржа (1805–1810; ныне Центральный военно-морской музей). Комплекс Биржи – обрамленный колоннадой, с двумя ростральными колоннами на площади перед главным фасадом, – визуально оформил стрелку Васильевского острова, великолепно вписавшись в грандиозное речное пространство и войдя в число лучших ансамблей города на Неве. Среди других произведений мастера – Колонна Славы в Полтаве (в память столетия Полтавской битвы; 1811) и образцовые (типовые) проекты казенных и жилых зданий (1806–1807). Укрупненные, массивно-четкие формы томоновского зодчества наглядно придавали всякому зданию статус величавого гражданского монумента, тем самым ярко выражая самую суть позднего классицизма (ампира).

    Важную часть его графического наследия составляют виртуозные пейзажные рисунки с романтическими вариациями на итальянские темы.

    Тома де Томон расшибся, упав со стены петербургского Большого театра при осмотре его после пожара, и скончался 23 августа (4 сентября) 1813.

     culture.mincult.ru     ЗДАНИЕ БИРЖИ

    Литература

    Шуйский В. Тома де Томон. Л., 1981