Содержание статьи
    Также по теме

    ТРУБЕЦКОЙ, ПАОЛО

    ТРУБЕЦКОЙ, ПАОЛО (Павел Петрович) (1866–1938), русский художник, представитель импрессионизма в скульптуре. Родился в Интре (близ Лаго-Маджоре, Италия) 15 февраля 1866 в семье русского дипломата, князя П.И.Трубецкого и американской пианистки А.Винанс. Детство провел на вилле родителей «Ада ди Гиффа» близ озера Маджоре в Пьемонте (Северная Италия). Учился лепке под руководством живописца Д.Ранцони, но систематического художественного образования не получил. Поселившись в Милане (1884), занимался в мастерских Дж.Гранди, Д.Баркальи и Э.Баццаро. Первую персональную выставку провел в США (1886). В 1890–1891 участвовал в конкурсах проектов памятников Дж.Гарибальди для Неаполя и Милана и Данте для Тренто. В 1896 исполнил монумент сенатору К.Кадорне в Палланце.

    Впервые посетив Россию в 1883, в 1897 сблизился в Петербурге с художниками «Мира искусства». В 1898–1906 работал в Москве и преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Познакомившись с Л.Н.Толстым (1898), увлекся его учением (став, в частности, вегетарианцем) и исполнил несколько карандашных и скульптурных портретов писателя (известные во многих бронзовых отливках бюст и статуэтка Толстой на лошади). Став одним из основоположников импрессионизма в скульптуре, создавал композиции в динамичной и экспрессивно-грациозной манере, сохраняющей в нарочито «незавершенной» фактуре трепет жизни и ощущение руки скульптора. Ярче всего это чувство проявлялось в его анималистических мотивах, в детских и женских образах, а также в портретах коллег по искусству (И.И.Левитан, гипс, 1899, Русский музей, Петербург). В 1899–1906 создал главный свой шедевр – памятник Александру III в Петербурге (установлен в 1909 на Знаменской площади, в 1937 снят, ныне – перед Мраморным дворцом, отделом Русского музея). Модель вызвала бурные споры, многие восприняли ее как монументальную карикатуру, однако жюри, покоренное острым портретным сходством образа, решило вопрос в пользу Трубецкого. Чисто импульсивно, по наитию, мастеру удалось создать по сути лучший монумент русского «серебряного века», с удивительной символической глубиной и несомненным (в целом отнюдь не карикатурным) величием воплотивший в себе трагические противоречия последних десятилетий империи.

    В 1906–1914 мастер жил в основном в Париже, наезжая в Россию, Италию и США. Исполнил много портретов людей света, знаменитостей мира искусства (Г. д'Аннунцио, О.Родена, А.Франса, Б.Шоу и др.). В 1914, в связи с началом Первой мировой войны, задержался в США, создав там проекты памятников Данте и генералу Х.Г.Отису, установленные, соответственно, в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. С 1921 – снова в Париже; в 1932 обосновался на своей вилле «Кабианко» в Палланце (Пьемонт). Среди его поздних произведений – обелиск-мемориал павших в Первую мировую войну (Палланца), статуи Дж.Пуччини перед домом-музеем последнего (Торре-дель-Лаго в Тоскане) и в театре «Ла Скала» в Милане.

    Умер Трубецкой в Палланце 12 февраля 1938.

    Литература

    Шмидт И.М. Трубецкой. М., 1964
    П.П. Трубецкой. 1866–1938 (каталог). Л., 1966