Содержание статьи
    Также по теме

    УДАЛЬЦОВА, НАДЕЖДА АНДРЕЕВНА

    УДАЛЬЦОВА, НАДЕЖДА АНДРЕЕВНА (1886–1961), русская художница, мастер живописи и графики, представительница авангарда и «тихого искусства».

    Родилась в Орле 29 декабря 1885 (10 января 1886) в семье офицера А.Т.Прудковского. В 1892 переехала с родителями в Москву. Занималась в школе-студии у К.Ф.Юона (1905–1907), где одним из ее наставников был Н.П.Ульянов. После поездки в Германию (1908) вышла замуж, приняв фамилию мужа; позднее же (в 1920) ее мужем и соратником стал художник А.Д.Древин. В 1909–1911 посещала московские студии К.Киша и «Башню», а в 1912 парижскую академию «La Palette» («Палитра»), где училась у кубистов А.Ле Фоконье и Ж.Метценже. Работала в мастерской В.Е.Татлина (1913). Участвовала на выставках «Бубновый валет», «Трамвай В», «0,10» (1914–1915), входила в основанное К.С.Малевичем общество «Супремус» (1916–1917). Была членом Института художественной культуры (Инхука; 1920–1921).

    Прошла классический авангардный путь от кубизма – в его аналитической и синтетической стадиях – к беспредметному искусству. Традиционные для кубизма охристо-зеленоватые и синеватые гаммы ее картин (Швея, 1912–1913; Автопортрет с палитрой, 1915; обе в Третьяковской галерее; Ресторан, 1915, Русский музей) в супрематических акварелях и гуашах 1916–1920 светлеют, изображая уже не вещи и фигуры, а их «чистые идеи», порой, впрочем, напоминающие эскиз панно, платка или иного декоративного объекта. Охотно переходила от этих «идей» к опыту реального дизайна, в особенности когда вела мастерские в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас, 1920–1930), причем не только на живописном, но и на текстильном отделениях; преподавала также в этот период и в московском Текстильном институте. К середине 1920-х годов перешла в своем станковом творчестве к своеобразному экспрессионизму, вновь колористически сдержанному, полному внутренней пластической динамики (живопись и графика, связанные с поездками на Урал, 1926–1928; Алтай, 1929; в Армению, 1933–1934).

    Позднее создавала и программные соцреалистические вещи (серия портретов военных летчиков, 1941–1945), но органичней выражала себя в меланхолических натюрмортах и портретах, решенных в стилистике «тихого искусства» (Серый натюрморт, 1941; Хлеб (военный), 1942; оба в Русском музее; портреты сына и невестки, 1948–1949, частное собрание, Москва).

    Умерла Удальцова в Москве 25 января 1961.

    См. также АВАНГАРД РУССКИЙ.

    Литература

    А. Древин. Н.Удальцова (каталог). М., 1991
    Удальцова Н. Жизнь русской кубистки. Дневники, статьи, воспоминания. М., 1994