Содержание статьи
    Также по теме

    УИСТЛЕР, ДЖЕЙМС ЭББОТ МАКНИЛ

    УИСТЛЕР, ДЖЕЙМС ЭББОТ МАКНИЛ (Whistler, James Abbot McNeil) (1834–1903), американский живописец, мастер офорта и литографии. Родился 10 июля 1834 в Лоуэлле (шт. Массачусетс). В 1850-е годы Уистлер начал делать офорты, первая серия которых была опубликована в 1858. В 1855 он уехал в Париж, где учился живописи у Шарля Глейра. Среди живописных произведений раннего периода творчества Уистлера – У фортепиано; Побережье Бретани; Голубая волна. В 1860 он закончил вторую серию офортов – Темза, за которую получил премию Бодлера.

    С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии; принимал участие в революционных событиях в Чили (в период Тихоокеанской войны 1864–1866 против Испании) и в 1866 в Вальпараисо написал свое первое произведение Ноктюрн. После этого в жизни художника наступило самое продуктивное время (1862–1878), он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый Портрет матери (1872, Париж, Музей Д'Орсе), а также портреты Томаса Карлейля (1872–1873, Глазго, Городской музей и картинная галерея) и Розы Кордер (1872–1877). В 1878 Уистлер предъявил иск в 1000 фунтов стерлингов знаменитому критику Джону Рёскину, допустившему оскорбительное высказывание о его творчестве. Судебный процесс разорил художника, в качестве компенсации он получил всего лишь один фартинг. Этот случай Уистлер описал в своей книге Изящное искусство создавать себе врагов (The Gentle Art of Making Enemies, 1890). Лишившись средств, Уистлер отправился в Венецию, где сделал серию изысканных и тонких офортов. Отчасти поправив материальное положение и утвердив свою репутацию, он стал в 1886 президентом Общества английских художников, но постоянное стремление к полемике и новациям привело к тому, что он был вынужден уйти с этого поста. Картины, выполненные маслом, которые Уистлер начал писать с конца 1870-х годов, не принесли ему признания. Он разводил краску до очень жидкой консистенции, пытаясь следовать рецептам японских живописцев, и его полотна темнели. В офортах Голландской серии, выполненной в 1890-х годах, Уистлер вновь продемонстрировал свое поэтическое видение мира. Он совершил несколько путешествий за границу, а также преподавал в академии Кармен в Париже.

    См. также АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ.

     Library of Congress     ДЖЕЙМС ЭББОТ МАКНИЛ УИСТЛЕР       Archivio I.G.D.A.     ДЖЕЙМС ЭББОТ МАКНИЛ УИСТЛЕР. ДЕВУШКА В БЕЛОМ

    Литература

    Вуд М. Уистлер. М., 1910
    Уистлер Д. Изящное искусство создавать себе врагов. М., 1970