Содержание статьи
    Также по теме

    УШАКОВ, СИМОН (ПИМЕН) ФЕДОРОВИЧ

    УШАКОВ, СИМОН (ПИМЕН) ФЕДОРОВИЧ (ок. 1626–1686), русский художник и теоретик искусства, прославившийся своим стремлением реформировать русскую церковную живопись. Родился в Москве ок. 1626, скорее всего в семье посадских людей. В 1648 поступил на царскую службу в Серебряную палату, где работал «знаменщиком», т.е. сочинял рисунки для украшения утвари и ювелирных изделий, а также рисунки для знамен, географических карт, вышивок и церковных облачений. Завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича. В 1657 ему поручено было «поновить» росписи одной из комнат кремлевского дворца, и с той поры уже не один крупный заказ в Москве не обходился без Ушакова. В 1664 он особым указом переводится в Оружейную палату, где состоит «жалованным» (т.е. получающим персональное жалованье) «царским изографом», а по сути – главным экспертом не только по живописи, но и по всем вопросам, касающимся искусства.

    Среди работ, исполненных Ушаковым с учениками и подмастерьями, – фрески в Архангельском и Успенском соборах (1660), а также в Царской (1657) и Грановитой (1668) палатах Кремля, иконы для церкви Троицы в Никитниках (1656–1657); из этих произведений в наиболее первозданной форме дошли до нас росписи Успенского собора (частично) и живописный ансамбль храма Троицы. Сохранилось также немало отдельных, в значительной части подписных икон Ушакова (Троица, 1671, Русский музей, Петербург; образы Спаса Нерукотворного, 1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея, Москва; Успение, 1663; Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства), 1668; два образа преподобного Сергия Радонежского, 1669–1670; Благовещение, 1673; все – в Третьяковской галерее).

    В своем искусстве мастер активно использовал приемы «фряжского», т.е. западного ренесансно-барочного искусства (с его эффектами иллюзионистической натурности). Лики в его иконах обретают светотеневую моделировку, взгляды кажутся «живыми», – он добивается этого впечатления с помощью «плавей», мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой. Интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Порою отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком (как в его гравюре Семь смертных грехов, 1665) заимствуются с западных гравюр. В своем теоретическом сочинении Слово к люботщательному иконного писания (ок. 1666) Ушаков отстаивает принципы художественного правдоподобия, сравнивая живопись с зеркалом. Ушаков оказал сильное влияние на русское церковное искусство (среди его учеников – Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев, Кирилл Уланов и другие мастера), предвосхитив новый его курс в эпоху петровских реформ.

    Умер Ушаков в Москве 25 июля 1686.

    Литература

    Ананьева Т.А. Симон Ушаков. Л., 1971
    Бекенева Н. Симон Ушаков. М., 1979