Содержание статьи
    Также по теме

    ВАГНЕР, ОТТО

    ВАГНЕР, ОТТО (Wagner, Otto) (1841–1918), австрийский архитектор и теоретик искусства, один из основоположников архитектуры модерна.

    Родился в Пенцинге (предместье Вены) 13 июля 1841 в семье нотариуса. Избрав карьеру зодчего, учился в венском Политехникуме (с 1857), а затем в Королевской строительной академии в Берлине (1860); завершил образование в венской Академии художеств (1861–1863). Работал в мастерской Л.Ферстера, но вскоре начал самостоятельную практику. Жил в Вене.

    Стиль его ранних произведений 1860–1870-х годов (доходные дома на Беллариаштрассе, Шоттенринге, Ратхаусштрассе, Штадионгассе и др.) в целом не выходит за рамки ренессансно-барочного историзма. Этапную роль в становлении концепций Вагнера, тесно связывающих форму здания с его назначением, сыграли его градостроительные работы. Частично реализуя свой грандиозный план реконструкции Вены (1892–1893), он руководил постройкой нескольких городских железных дорог, а также ряда гидротехнических сооружений на Дунайском канале. В железнодорожных сооружениях (1894–1897; среди них наиболее известна станция «Карлсплатц») проступили уже черты зрелого модерна, сочетающие в творчестве Вагнера кристально-четкую конструктивность с живописностью броского, обычно растительного орнамента. Иногда лишь внешнее убранство включало здания в круг новой архитектуры (как в двух доходных домах на Линке Винцайле, где мастер в 1897–1898 выступил лишь как оформитель, украсив один из фасадов золоченым, а другой – т.н. майоликового дома – многоцветным керамическим узором). В главных же своих произведениях (Почтовой сберегательной кассе, 1904–1906 и 1910–1912; и психиатрической больнице Ам Штайнхоф с церковью Санкт-Леопольд, 1904–1907) он, не забывая об изысканном декоре, сумел придать особую экспрессию и самой структуре: к примеру, смело отказавшись в здании кассы от карниза и обнажив плоскость крыши, а внутри – подчинив интерьер с новаторским стеклянным потолком ритму железобетонных столбов и перекрытий; по-своему строго функционален и образ больничного храма, технически и композиционно рассчитанный на то, чтобы само пространство воздействовало на зрителя своим целительным комфортом. Масса замыслов Вагнера осталось в стадии эскизов и проектов, составив богатое графическое наследие.

    Плодотворно работал как педагог, будучи профессором венской Академии художеств в 1894–1912; среди его учеников были Й.Ольбрих и А.Лоос. С 1899 входил в состав Венского Сецессиона, программно направлявшего национальное искусство в русло модерна. Опубликовал несколько книг – главный свой труд, Современную архитектуру (1896), а также книги Большой город (1911), Зодчество нашего времени (1914), Критерии качества архитектора (1912); призывал следовать запросам современной жизни, согласуя с ними возможности, скрытые в новых конструкциях и материалах.

    Умер Вагнер в Вене 11 апреля 1918.

    См. также АРХИТЕКТУРА.

     Mary Ann Sullivan, www.bluffton.edu~sullivan     СТАНЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОКЗАЛА «КАРЛСПЛАТЦ» (Майоликовый дом), 1998

    Литература

    Берсенева А.А. Европейский модерн. Венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991