Содержание статьи
    Также по теме

    ВАСНЕЦОВ, АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

    ВАСНЕЦОВ, АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1856–1933), русский художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна. Родился в селе Рябово (Вятская губерния) 25 июля (6 августа) 1856 в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В.М.Васнецова. В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В 1880–1890 жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и др. Затем переселился в Москву. Был членом «Товарищества передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1918), руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана.

    Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек – эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна (Тайга на Урале. Синяя гора, 1891; Кама, 1895; обе картины в Третьяковской галерее, Москва; Северный край. Сибирская река, 1899, Русский музей, Петербург). Вошел в традицию прежде всего своими историко-архитектурными картинами, проникновенно воссоздающими облик Москвы 12–17 вв., чаще всего – Москвы последнего «допетровского» века (Улица в Китай-городе. Начало 17 века; Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенских ворот, обе работы – 1900; Книжные лавочки на Спасском мосту, 1912; Гонцы. Ранним утром в Кремле, 1913; все картины в Третьяковской галерее; и др.). Точные данные современной мастеру археологии одушевлены здесь поэтической фантазией, передающей не какие-то кусочки старинного быта, а его целостную среду. К этим вещам по духу близки и театральные работы художника (оформление Ивана Сусанина М.И.Глинки, 1885, и Хованщины М.П.Мусоргского, 1897, для Частной русской оперы С.И.Мамонтова; и др.). Был членом Московского археологического общества (с 1906) и председателем Комиссии по изучению старой Москвы (с 1918); сделал на их заседаниях немало научных докладов. Написал главу «Облик старой Москвы» для второго тома Истории русского искусства (1910), выходившей под редакцией И.Э.Грабаря.

    В своей книге Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи (1908) стремился восстановить идеально-классические представления, полагая, что вне идеалов (или «вне тезисов искусства») «начинается область заблуждений». С этих позиций критиковал «декадентщину». Размежевание модерна и авангарда проявилось здесь так же отчетливо, как и в арт-критике А.Н.Бенуа. После революции продолжал свой цикл «историко-археологических» пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья.

    Умер Васнецов в Москве 23 января 1933.

     ИТАР-ТАСС     АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ. КИРПИЧНЫЙ КРЕМЛЬ ИВАНА III. Акварель, 1921       ИТАР-ТАСС     ВАСНЕЦОВ, АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ. СТАРАЯ МОСКВА. Акварель, 1924

    Литература

    Беспалова Л.А. А.М.Васнецов. М., 1983
    Москва в творчестве А.М.Васнецова. М., 1986