Содержание статьи
    Также по теме

    ВЕНЕЦИАНОВ, АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ

    ВЕНЕЦИАНОВ, АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ (1780–1847), русский художник, представитель романтизма (известный прежде всего своими сельскими жанрами). Родился в Москве 7 (18) февраля 1780 в купеческой семье. В молодости служил чиновником. Искусство изучал во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. В 1807–1811 брал уроки живописи у В.Л.Боровиковского. Считается основоположником русской печатной карикатуры (впрочем, его сатирический листок, «Журнал карикатур», появившись в 1808, был сразу же запрещен цензурой). Во время Отечественной войны 1812 создал (вместе с И.И.Теребеневым) серию агитационно-сатирических картинок на темы народного сопротивления французским оккупантам.

    Писал портреты, обычно небольшие по формату, отмеченные тонким лирическим воодушевлением (М.А.Венецианова, жена художника, конец 1820-х годов, Русский музей, Петербург; Автопортрет, 1811, Третьяковская галерея, Москва). В 1819 покинул столицу и с тех пор жил в купленной им деревне Сафонково (Тверская губерния), вдохновляясь мотивами окружающего пейзажа и сельской жизни. Уже в этапной картине Гумно (1821–1823, Русский музей) сельский быт выглядит как непреложная основа художественного изучения натуры. Лучшие из картин Венецианова по-своему классицистичны, являя эту натуру в состоянии идеализированной, просветленной гармонии; с другой стороны, в них очевидно берет верх романтическое начало, обаяние не идеалов, а простых естественных чувств на фоне родной природы и быта. Среди наиболее известных произведений сельских жанров – На пашне. Весна (первая половина 1820-х годов), На жатве. Лето (1820-е года; обе работы – в Третьяковской галерее), Утро помещицы (1823), Спящий пастушок (1823–1824; обе картины – в Русском музее). Его крестьянские портреты (Захарка, 1825; или Крестьянка с васильками, 1839) предстают фрагментами той же просветленно-естественной, классико-романтической идиллии.

    Иные грани таланта Венецианова открываются в его религиозных композициях, написанных для местных церквей, а также в поздних картинах, где он стремится к большему драматизму образов (Причащение умирающей, 1839, Третьяковская галерея).

    Новые творческие поиски прерываются гибелью художника: Венецианов умер в тверском селе Поддубье 4 (16) декабря 1847 от увечий, – его выбросило из кибитки, когда лошадей занесло на скользкой зимней дороге.

    Педагогическая система мастера, воспитывающая любовь к простой натуре (около 1824 он создал собственное художественное училище), стала основой особой венециановской школы, наиболее характерной и самобытной из всех «персональных школ» русского искусства 19 в.

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

     russianculture.ru     ВЕНЕЦИАНОВ А.Г. АВТОПОРТРЕТ            АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ ВЕНЕЦИАНОВ.  НА ПАШНЕ. ВЕСНА. Государственная Третьяковская галерея

    Литература

    А.Г.Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике. Л., 1960
    А.Г.Венецианов. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения. Каталог. Л., 1983
    А.Венецианов (альбом). СПб, 2000