Также по теме

ВЕРСАЛЬ

ВЕРСАЛЬ – дворцово-парковый ансамбль, в 1682–1789 – главная резиденция французских королей. В 1830 объявлен Национальным музеем Версаля и Трианонов.

Исторический очерк.

Поместье Версаль, Версай (Versailles), в 18 км от Парижа, впервые упоминается в сер. 11 в.

      ВЕРСАЛЬ. Украшения фасада дворца

Генрих IV (1553–1610) приезжал сюда на охоту, Людовик XIII (1601–1643) в 1624 купил Версальский холм, где был построен охотничий замок из 5 комнат. В 1631–1634 здание было перестроено и расширено арх. Ф.Леруа.

С 1661 по приказу Людовика XIV (1638–1715) приступили к реконструкции и строительству дворца, с 1666 Версаль стал официальной резиденцией короля-Солнца. В реконструкции принимали участие Луи Лево (1612–1670) – «первый архитектор короля», Шарль Лебрен (1619–1690) – «первый живописец короля», Андре Ленотр (1613–1700) – «первый королевский садовник».

Основная композиционная ось Версаля ориентирована с востока на запад и проходит через центр дворца, где находится Спальня короля, окнами обращенная на восток. От входа во дворец идут три дороги, расходящиеся веером по трем направлениям: к Парижу, к королевским дворцам Сен-Клу и Со. Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает главная Королевская аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом. К югу от Большого канал помещался Зверинец (не сохранился), к северу – дворцы, построенные на месте деревни Трианон (Большой Трианон Людовика XIV, Малый Трианон Людовика XV и Деревня Марии-Антуанетты).

Сохранив старый замок, Л.Лево обстроил фасады с трех сторон – южной, западной, северной, «заворачивая» в т.н. Конверт старый замок Людовика XIII, от которого остались на виду только фасады, выходившие во двор. Перед входом расположены два двора: Мраморный и Королевский. В 1835 на границе Королевского и Переднего (Министерского) двора установили конный памятник Людовику XIV (скульптор Л.-М.-Л. Птито (1794–1862)). Территорию дворца отделяет от города чугунная решетка (1678).

В 1678–1688 Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708) облицевал камнем фасады дворца со стороны двора, построил Северное и Южное крылья дворца, Министерские крылья, Капеллу (1689–1702), которая была завершена Робером де Коттом (1656/57–1735).

С 1730 по 1789 велись преобразования интерьеров дворца, в результате чего исчезли многие произведения 17 в. С 1763 по 1770 велось строительство Оперы, реконструкция правого крыла Королевского дворца.

19 июля 1801 Версаль становится памятником и музеем, допускается публика.

В 1820 закончено строительство левого крыла Королевского дворца. В 1837

Луи-Филипп (1773–1850) открывает Музей истории Франции. В 1871 в Версаль эвакуировались верховные власти, отдав Париж Коммуне. Пока строился зал для палаты депутатов в Южном крыле (1875), Сенат заседал в помещении Оперы.

Начиная с 1887, и в течение 20 в., проводились работы по воссозданию Версальского дворца. С 1925 на средства Фонда Рокфеллера началась реконструкция Версаля. В 1953 вышел закон об охране Версаля. Реставрационные работы проводились: в 1957 – реставрация Оперы, в 1965 – Большого Трианона, в 1975 – покоев королевы, в 1980 – спальни короля и Зеркальной галереи, в 1986 – апартаментов принцев, т.е. первого этажа Конверта.

Интерьеры.

Ансамбль строений, который «одел» старый замок в три здания с фасадами, смотрящими в стороны садов, принято называть Конверт. Он расширил Королевские апартаменты: король и королева имели апартаменты в старом здании (для частной жизни) и в Конверте (для приемов). Жилые королевские помещения Конверта называют Большими апартаментами, помещения старого дворца – Внутренними апартаментами.

Большие королевские апартаменты – парадные комнаты на втором этаже главного корпуса, окнами выходят на северный партер парка.

Посольская лестница – состояла из двух пролетов, была разрушена в 1752 (проект Франсуа д'Орбе (1634–1697) и Ш.Лебрена (1674–1680)).

Салон Геркулеса (Геракла). Построен (1710–1730) по проекту Р. де Котта. Декор: разноцветный мрамор, бронзовые украшения, картины Паоло Веронезе (1528–1588): Трапеза Христа у Симона, Елиазур и Ревекка.

Салон Изобилия или кабинет Редкостей: хранилась нумизматическая коллекция короля. Плафон: Р.-А.Уасс (ок.1644–1710) Королевская щедрость. Декор: бронзовые бюсты, порфировые вазы, портреты И.Риго (1659–1743) Филипп V, Великий дофин и герцог Бургундский, Ж.-Б.Ванлоо (1684–1745) Портрет Людовика XV.

Салон Венеры. Плафон: Р.-А. Уасс Венера, владычествующая над божествами и державми. Декор: мрамор, античные бюсты, Ж.Варэна (1607–1672) Людовик XIV (1672).

Салон Дианы. Плафон: Г.Бланшар (1630–1704) Диана, покровительствующая охоте и мореплаванию. Декор: своды, стены украшены росписью из античной истории, мифологии, античные бюсты и скульптуры, Д.Л.Бернини (1598–1680) бюст Людовика XIV (1665).

Салон Марса или зал Гвардии. Плафон: К.Одран (1639–1684) Колесница Марса. Декор: изображения военных трофеев, И.Риго Портрет Людовика XIV в коронационном костюме, гобелены по картонам Ш.Лебрена Истории Людовика XIV.

Салон Меркурия (Гермеса) – спальня короля. Плафон: Ж.-Б.Шампень (1631–1681) Гермес в колеснице, запряженный двумя петухами, сцены из античной истории, мифологии.

Салон Аполлона – Тронный зал. Первоначально под балдахином стоял трон из литого серебра высотой 2,6 м (не сохранился), сейчас – деревянный позолоченный трон Людовика XV. Плафон: Ш.Лафосс (1636–1716) Аполлон в колеснице, запряженной конями, сцены из античной истории, жизни французского двора, аллегорические сцены. Декор: копия с картины И.Риго Портрет Людовика XIV (1701) (подлинник в Лувре), комоды Ш.Буля (1642–1732), деревянные позолоченные светильники.

Салон Войны – большой кабинет короля. Плафон: Ш.Лебрен Триумф Франции. Декор: мрамор, рельефы А.Куазевокс (Куазво) Переход через Рейн и Клио, пишущая историю короля, бюсты римских императоров.

Зеркальная галерея – зал для балов, торжественных мероприятий. Высотой 12,5 м, длиной 73 м, шириной 10,5 м, крытый коробовым сводом, зал построен Ж.Ардуэн-Мансаром и Ш.Лебреном (1678–1686). Стену со стороны парка прорезают 17 окон. На противоположной стене находятся огромные зеркала. Плафон: Ш.Лебрен панно с изображениями Голландской войны (1672–1678), сценами из жизни короля. Декор: мраморные пилястры с золочеными капителями, по сторонам от зеркал, перед пилястрами – мраморные торшеры 1770 (восстановлены по оригиналам в 1980), античные статуи, вазы, церемониальные люстры.

Салон Мира – большой кабинет королевы. Плафон: Ш.Лебрен Франция, коронованная Славой. Декор: мрамор, античные бюсты.

Далее идут Большие апартаменты королевы, состоящие из пяти салонов.