Содержание статьи
    Также по теме

    ВИЛЬЯМС, ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ

    ВИЛЬЯМС, ПЕТР ВЛАДИМИРОВИЧ (1902–1947), русский художник, один из живописцев круга «Общества художников-станковистов» (ОСТ), мастер сценографии. Родился в Москве 17 (30) апреля 1902 в семье американского ученого-технолога В.Р.Вильямса, принявшего в 1896 русское гражданство. Еще мальчиком (с 1909) посещал школу-студию В.Н.Мешкова. В 1918 поступил на медицинский факультет Московского университета, но в том же году оставил его и в 1919–1924 учился во Вхутемасе, где среди его наставников были В.В.Кандинский, И.И.Машков, Д.П.Штеренберг. В годы учебы (с 1922) принял участие в организации экспериментального Музея живописной культуры. В 1922–1924 вошел в группу «конкретивистов», стоявшую у истоков ОСТ, затем (1925) стал одним из учредителей последнего. Жил в Москве.

    Ранние авангардные эксперименты оставили наглядный след в зрелом стиле Вильямса – в картинах в духе своего рода монументального экспрессионизма, масштабных по композиции и броских по колориту (Акробатка, 1926; В.Э.Мейерхольд, 1925; Автопробег, 1930; все работы – в Третьяковской галерее, Москва). Среди последующих станковых работ мастера особо выделяются романтичные, порой неожиданные по образному ракурсу портреты людей искусства (Кинорежиссер Г.В.Александров, 1933, Третьяковская галерея; К.С.Станиславский, 1933, Русский музей, Петербург; Д.Д.Шостакович, 1946, Третьяковская галерея).

    В 1930-е годы главным руслом творчества Вильямса стал театр. Сперва и здесь преобладала живопись, ярко и динамично дополнявшая театральное действо (интерьеры в стиле «ар деко» в Рекламе М.Уоткинса, 1930; огромные панно-задники в Пиквикском клубе по Ч.Диккенсу, 1934; оба спектакля – во МХАТ). Со временем в его сценографии возобладали более классицистичные принципы величавой архитектурной декорации с портальным обрамлением. Эта неоклассика характерна, прежде всего, для его постановок в Большом театре (с 1941 был главным художником ГАБТ). Среди спектаклей, оформленных Вильямсом, – Чио-Чио-сан Дж.Пуччини в Музыкальном театре имени В.И.Немировича-Данченко (1935); Тартюф Ж.-Б.Мольера (1939) и Последние дни (Пушкин) М.А.Булгакова (1943) во МХАТ; Ромео и Джульетта С.С.Прокофьева в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М.Кирова (1940) и Большом театре (1946; Сталинская премия 1947); Иван Сусанин М.И.Глинки (1939 и 1945), Вильгельм Телль Дж.Россини (1942; Сталинская премия 1943), Евгений Онегин П.И.Чайковского (1944), Золушка С.С.Прокофьева (1945; Сталинская премия 1946) – в Большом театре.

    Умер Вильямс в Москве 1 декабря 1947.

    Литература

    П.Вильямс. Живопись. Сценография (альбом). М., 1980