Содержание статьи
    Также по теме

    ВИРСАЛАДЗЕ, СИМОН

    ВИРСАЛАДЗЕ, СИМОН (1908/1909–1989), художник, мастер сценографии, представитель символизма.

    Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 30 декабря 1908 (12 января 1909) в семье чиновника. В детстве занимался в студии М.Тоидзе и параллельно – в хореографической школе. Учился в тифлисской Академии художеств (1926–1927) у И.А.Шарлеманя. В 1928 переехал в Москву и продолжил образование в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин), где его наставниками были П.П.Кончаловский и, в первую очередь, И.М.Рабинович. Завершил художественную учебу в ленинградском Вхутеине (1931) по классу М.П.Бобышова. В 1931 вернулся в родной город (где был в 1932–1936 главным художником Театра оперы и балета имени З.Палиашвили). В 1940–1941 и с 1945 занимал ту же должность в ленинградском Театре оперы и балета имени С.М.Кирова.

    Творчество Вирсаладзе явилось одним из ярких примеров перехода символизма – с эмоциональной и таинственной романтикой его неомифологических образов – в искусство театра, где модернистские поиски даже в самые суровые в цензурном отношении годы развивались словно в лабораторной капсуле. Отдал дань конструктивистским экспериментам (когда в 1926–1927 оформил несколько спектаклей тифлисского ТРАМа – Театра рабочей молодежи), но в целом придерживался линии более традиционного «живописного театра», виртуозно сочетая ее с элементами арт-авангарда. Среди постановок, художником которых был Вирсаладзе, – оперы Вильгельм Телль Дж.Россини (1931), Даиси З.Палиашвили (1936), балеты Жизель А.Адана (1948), Отелло А.Мачавариани (1957) – в театре имени Палиашвили; балет Великий государь В.А.Соловьева (1945) – в тбилисском Театре имени Ш.Руставели; балеты Сердце гор А.Баланчивадзе (1938), Раймонда А.К.Глазунова (1948; Сталинская премия 1949), Спящая красавица П.И.Чайковского (1952), Каменный цветок С.С.Прокофьева (1957); оперы Лоэнгрин Р.Вагнера (1941 и 1962), Семья Тараса Д.Б.Кабалевского (1950; Сталинская премия 1951), Дон Жуан В.А.Моцарта (1956), Севильский цирюльник Дж.Россини (1958) в Кировском театре; балеты Каменный цветок С.С.Прокофьева (1959), Спящая красавица (1963) и Щелкунчик П.И.Чайковского (1966), Спартак А.Хачатуряна (1968; Ленинская премия 1970), Лебединое озеро Чайковского (1969), Ангара А.Я.Эшпая (1976; Государственная премия 1977) в московском Большом театре. Работал и в кино: по эскизам Вирсаладзе был созданы костюмы фильмов Г.М.Козинцева Гамлет (1964) и Король Лир (1971).

    Будучи изредка лишь декоративным камуфляжем голого агитпропа либретто (Ангара), в большинстве случаев эти произведения пребывали красочными зрелищами, органично и остро обогащавшими режиссуру. Ряд самых значительных спектаклей Вирсаладзе – в том числе и его высший триумф, балет Спартак, – были созданы в соавторстве с балетмейстером Ю.Н.Григоровичем.

    Юрий Григорович и Симон Вирсаладзе (справа), 1957 г.

    Умер Вирсаладзе в Тбилиси 7 февраля 1989.

    Литература

    Ванслов В.В. С.Вирсаладзе. М., 1969