Содержание статьи
    Также по теме

    ВИТРАЖ

    ВИТРАЖ (от лат. vitrum – стекло), произведение декоративного искусства, наборная орнаментальная или сюжетная композиция из цветного и расписанного стекла или других пропускающих свет материалов. Предполагается, что витражи были известны еще в Древнем Египте и Древнем Риме. В раннехристианских базиликах 5–6 вв. окна заполнялись прозрачными плитками алебастра и селенита. Расцвет искусства витража пришелся на Средние века. В основном витражные окна из вырезанных по контуру цветных фрагментов стекла, скрепленных свинцовыми переплетами, использовались в церковном зодчестве, хотя иногда появлялись и в жилых зданиях, особенно начиная с эпохи Возрождения. Витражи продолжали создаваться и в 19 в., а в 20 в. это искусство пережило новый расцвет в церковной и светской архитектуре.

    Вероятно, средневековые стекольщики научились делать цветную стеклянную массу, окрашивавшуюся в процессе плавления, в 9 в., переняв опыт восточных ремесленников, где мастерство окраски стекла имело уже долгую традицию. Первое письменное упоминание о настоящих витражах содержится в рукописи 10 в., в которой говорится об их использовании для украшения собора в Реймсе во время его перестройки в 969–988. Самые ранние из сохранившихся витражей – несколько изображений пророков из собора в Аугсбурге (Германия), датирующиеся 11 в., а также окно с композицией Вознесение из собора Ле Ман (Франция), относящиеся к тому же времени.

    Витражи 12 в. гораздо более многочисленны. Лучшие из английских образцов, созданных в этом столетии, находятся в соборе Кентербери. На них представлены предки Христа (ок. 1180). Прекрасные витражные окна 12 в. сохранились в Шартрском соборе во Франции, здесь на знаменитом западном окне, получившем название La belle Verriиre (прекрасный витраж), изображено Древо Иессеево с предками Христа на ветвях и Богоматерь с Младенцем. В витражах 12 в., сохранившихся также в Анжере, Сен-Дени, Шалон-сюр-Марн, Бурже, Страсбурге и Пуатье, чувствуется характерная для романского искусства условность композиции, но меньшая строгость, чем в более ранних произведениях.

    В конце романской эпохи витражные окна стали составлять из серии композиций на библейские сюжеты, связанных между собой по смыслу, но отделенных друг от друга перегородками. Увеличилось количество разнообразных живописных деталей, лицам персонажей стали придавать характерные выражения: черты лица рисовали гризайлью – коричневато-серой глазурью, которая в печи для обжига вплавлялась в кусочки светлого стекла, сделанные в форме голов и рук. В то же время в фонах витражей стали изображать различные второстепенные эпизоды. В результате получались композиции, напоминавшие позднеготические гобелены, с их многослойными и многоплановыми композициями. Знаменитые круглые окна – готические «розы», помещавшиеся в центральной части фасадов соборов (например, в соборе Парижской Богоматери, соборах в Реймсе и в Шартре), представляют собой образцы чисто декоративных композиций 13 в. Эти круглые витражные окна имели очень сложную, но ясную и согласованную структуру. Рисунок их переплетов, симметричный и абстрактный, состоит из геометрических фигур и изогнутых линий, исходящих из центра-розетки. Эти творения средневековых ремесленников по красоте близки к произведениям ювелирного искусства.

    Готические витражи изготовлялись по всей Европе. Прекрасные образцы произведений этой эпохи сохранились в Кентербери и Линкольне в Англии; в Шартре и Руане во Франции; в Кёльне и Марбурге в Германии. В дворцовой капелле Людовика XI Сент Шапель (начата в 1244, Париж) простенки между окнами верхнего этажа настолько тонки, что кажется, будто ее стены целиком состоят из витражей.

    В середине 14 в. наступила реакция на пышность стиля предыдущего столетия. Первое время запрет на изготовление витражей, содержавшийся в специальных эдиктах цистерцианского и францисканского орденов, имел силу и за пределами этих братств. Кроме того, из-за свирепствовавшей по всей Европе чумы прервалась ремесленная традиция, сильно сократилось число мастеров, коммерческое процветание городов, обеспечивавших строительство крупных соборов, было подорвано. Окна стали делать из чистого стекла в форме ромбов. Единственный вид украшения, который продолжал использоваться, – гризайльные контурные рисунки, наносившиеся глазурью темных цветов и вплавлявшиеся в белое стекло. Цветное стекло использовалось лишь в маленьких круглых окнах или отдельных сценках.

    В начале 14 в. желтое стекло стали получать путем нанесения на поверхность белого стекла раствора нитрата серебра, вместо того чтобы окрашивать всю стеклянную массу, как это делалось прежде. Еще раньше тот же раствор придумали наносить на синее стекло, получая таким образом великолепный зеленый цвет. Однако в конце 14 в. желтый был чуть ли не единственным цветом, использовавшимся для украшения окон наряду с росписью гризайлью. Поскольку раствор наносился на белое стекло, цвет мог варьироваться от бледно-лимонного до ярко-оранжевого. Обрамлением для композиций, выполненных в технике гризайли, могли служить резные каменные кивории. Сначала они были очень простыми и состояли из колонн и арок, а впоследствии к концу 15 в. приобрели замысловатые и вычурные формы.

    В 15 в. сказался упадок искусства витража в предыдущем столетии: сильно снизились технические навыки и качество живописи, несмотря на то, что снова появилась полихромия. Витражи собора в Экзетере и знаменитое Окно пяти сестер в соборе Йорка демонстрируют тенденцию к использованию гризайльного рисунка для разработки фона. Художники, работавшие в каждой стране, как правило, имели учеников, которые продолжали ремесленные традиции мастерской, и можно говорить о существовании различных национальных школ в этом виде живописного искусства. Лучшие английские мастера работали в Йорке, Ковентри, Уинчестере, Оксфорде, Уэльсе, Линкольне, Норвиче и Вестминстере. Начиная с 15 в. много замечательных витражей было создано в английских приходских церквах, находившихся недалеко от упомянутых центров.

    Очень эффектны геральдические композиции, выполненные в технике витража, распространившиеся с 15 в. Их предшественником можно считать витраж 13 в. из апсиды собора Вестминстерского аббатства с изображением трех простых щитов. Использование геральдических мотивов, без сомнения, было продиктовано желанием указать на происхождение заказчика или увековечить память человека, похороненного в данном храме. В Англии, Голландии и особенно в Швейцарии искусство витражных геральдических композиций достигло высочайшего уровня. Изображения на поле герба наносились разными цветами на стекло и процарапывались, свинцовые перемычки между стеклами различных тонов уже почти не использовались.

    В конце 15 – начале 16 в. многие мастера переехали из Нидерландов в Лондон. Они привезли в Англию свой стиль, сформировавшийся в Нидерландах, Франции и Германии. В основе его лежит соединение северных традиций с приемами живописи итальянского Ренессанса, такими, например, как использование перспективы. В композиции витражей произошли большие изменения: теперь витраж понимался как вид из окна и строился как ренессансная картина. В Англии наиболее совершенный образец этого стиля – окна капеллы короля Генриха VII в Вестминстере, созданные нидерландским мастером Бернардом Флауэром, поступившим на королевскую службу в 1505. Другой комплекс витражей, вероятно, выполненных тем же мастером, находится в церкви Фэрфорда в Глостершире. Во Франции лучшие образцы данного стиля находятся в Руанском соборе. Сохранились также замечательные витражи в соборах Антверпена, Брюсселя, Льежа и Амстердама. В конце 16 в. были закончены знаменитые витражи собора в Гауде, созданные братьями Дирком и Воутером Крабетами и их учениками.

    В Германии, особенно в Кёльне, и в Италии значительно больше была распространена роспись по стеклу. Большая школа возникла в Милане в связи со строительством собора. Среди работ, выполненных мастерами этой школы, особенно выделяются произведения Кристофоро де Мотти и Никколо да Варалло. Другой итальянский мастер живописи по стеклу, Гульельмо де Марчиллат, работал в Ареццо, Риме и Кортоне.