Содержание статьи
    Также по теме

    ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН

    ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН (Vitruvius Pollio), римский архитектор и инженер 1 в. до н.э. О самом Витрувии мы почти ничего не знаем, даже время его жизни (эпоха Цезаря и Августа) установлено предположительно. Витрувий известен своим трактатом Об архитектуре (De architectura), который не отличается красотами стиля, поскольку написан приземленным и сухим языком, но чрезвычайно ценен по содержанию, тем более что это единственное сохранившеся сочинение латинского автора по архитектуре. Здесь имеются исторические и теоретические рассуждения и конкретные практические советы; трактат свидетельствует о широкой образованности автора и его знании греческой философской и технической литературы; описаны его собственные научные эксперименты и опыт инженера. Поскольку большинство использованных Витрувием сочинений на эту тему не сохранилось, трактат Об архитектуре представляет собой огромную ценность для истории науки, инженерного дела и архитектуры. Витрувий придает огромное значение месту расположения постройки и ее ориентации по странам света, акустике и соразмерности как планов зданий, так и фасадов, что свидетельствует о его познаниях в естественнонаучных дисциплинах, математике, музыке, а также в философии. Витрувий указывает, что архитектор должен разбираться в географии, климате, людях, ему необходимы сведения из области медицины, оптики, перспективы, акустики, механики, геометрии и других разделов математики, знание гармонии и астрономии.

    Мы не знаем, какие из рекомендаций Витрувия – плод его собственных изысканий. Вероятно, он основывается на собственном опыте в рассуждениях о практической инженерии, особенно в гидравлике и баллистике. Возможно, рекомендации по улучшению акустики в закрытых помещениях и в театрах под открытым небом связаны с собственными экспериментами автора в этой области, находящейся на стыке математики, физики и музыки.

    I книга этой «законченной системы архитектуры» посвящена обучению архитекторов свободным искусствам, теории архитектуры и техническим навыкам, определению основных архитектурных принципов и понятий и выбору места для строительства городов и крепостей. Во II книге содержатся практические указания по строительству и описания свойств различных материалов и способов их употребления. В III книге идет речь о планах храмов и о компонентах ионического ордера; в IV книге – о происхождении ордеров, о деталях коринфской капители, о дорическом и тосканском ордерах, о внутреннем пространстве здания. В V книге описываются различные типы общественных построек: форум, базилика, сокровищница, тюрьма, здание сената, театр (имеется раздел по гармонии и акустике), термы, гимнасий, порт, верфи. В VI книге речь идет о частных домах, городских и загородных с садами, для провинций с разным климатом и для представителей различных социальных групп. VII книга посвящена оформлению интерьеров; главное внимание здесь уделяется техническим аспектам монументальной живописи и законам перспективы. В VIII книге идет речь о водных ресурсах, способах проведения воды и проверки ее качества. IX книга посвящена геометрии, астрономии, устройству гномона, солнечных и водяных часов, других приборов. X книга заключает трактат рассуждениями об общих принципах механики, об устройстве различных механизмов, используемых в строительстве, гидротехнике и на войне.

    Плиний Старший в своей энциклопедии Естественная история, написанной в конце 1 в. н.э. ссылается на Витрувия как на один из своих источников. Он оставался авторитетным автором на протяжении последующих четырех веков истории Римской империи. Особенно достойно упоминания огромное влияние, которое оказывал труд Витрувия на становление архитектурного стиля начиная с итальянских архитекторов раннего Возрождения и вплоть до наших дней. Принципы, установленные Витрувием, и его рекомендации воспринимались многими архитекторами как непреложные истины.

    См. также АРХИТЕКТУРА.

          ВИТРУВИЙ ПОЛЛИОН. ТРАКТАТ ОБ АРХИТЕКТУРЕ

    Литература

    Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., 1936
    Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. М., 1967