Содержание статьи
    Также по теме

    ВОРОНИХИН, АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ

    ВОРОНИХИН, АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ (1759–1814), русский архитектор, один из основоположников русского ампира. Родился в селе Усолье (Пермская губерния) 17 (28) октября 1759 в семье крепостных; был, вероятно, побочным сыном графа А.С.Строганова; отпущен на волю в 1785. Учился в Москве у В.И.Баженова и М.Ф.Казакова (1775–1779). С 1779 жил в Петербурге. В 1784 путешествовал по России, исполнив цикл пейзажных акварелей и рисунков, в 1786–1790 – по Швейцарии и Франции; совершенствовал художественное образование в Париже, испытав влияние французских зачинателей ампира, в том числе К.Н.Леду.

    Проектировал обычно не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств (порой даже утвари), добиваясь особой цельности образов. По его эскизам были перестроены интерьеры Строгановского дворца на Невском (1793), а также реставрирован после пожара дворец в Павловске (с 1803), где – среди добавлений Воронихина – особо примечателен Малый кабинет с застекленной экседрой, т.н. «Фонарик» (1805–1807).

    Главными творениями мастера явились петербургские Казанский собор и Горный институт. Выдающийся и в градостроительном отношении Казанский собор (1801–1811) доминирует в застройке Невского проспекта – в месте его пересечения с каналом Грибоедова. За основу проекта был взят собор святого Петра в Риме с куполом Микеланджело и колоннадой Бернини (16–17 вв.), но Воронихин творчески развил римские ренессансно-барочные идеи, создав монументальный ансамбль (с увенчанной куполом полукруглой, открытой к проспекту коринфской колоннадой) совершенно иных пропорций и иной (гораздо более активно взаимодействующей с пространством города) планировки. Классицистическая строгость общего замысла сочетается здесь с триумфальной пышностью декоративного убранства. Новаторским является решение купола с внешней оболочкой, впервые в таком масштабе выполненной на чисто металлической основе. Горный институт (1806–1808) композиционно завершил набережную Васильевского острова со стороны моря. Воронихин объединил здесь уже существовавшие невысокие дома, добавив к ним небольшой корпус и величавый фасад с дорическим портиком, обращенный к Неве. И здесь, как и в Казанском соборе, важна роль синтеза архитектуры, скульптуры и орнамента, но в целом зданию присущ гораздо более суровый облик.

    Член петербургской Академии художеств с 1797, Воронихин преподавал там с 1800, а с 1811 вел архитектурный класс.

    Умер Воронихин в Петербурге 21 февраля (5 марта) 1814.

     culture.mincult.ru     КАЗАНСКИЙ СОБОР

    Литература

    Воронихин А.Н. Чертежи и рисунки. Л. – М., 1952
    Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. Л. – М., 1963