Содержание статьи
    Также по теме

    ЖИЛИНСКИЙ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

    ЖИЛИНСКИЙ, ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1927), русский живописец, один из ведущих представителей «сурового стиля».

    Родился в селе Волновка (Краснодарский край) 25 мая 1927 в семье служащего. Переселившись в Москву, учился в Институте прикладного и декоративного искусства (1944–1946), а также в Художественном институте имени В.И.Сурикова (1946–1951), где одним из главных его наставников был П.Д.Корин. Пользовался также советами В.А.Фаворского.

    Примыкая к художникам «сурового стиля», изначально выделялся среди своих коллег особым эстетизмом, строгой формальной гармонией своей манеры (следующей в этом смысле урокам Фаворского). Начиная с портретов таких ветеранов отечественного искусства, как И.С.Ефимов (1954, Калмыцкая картинная галерея, Элиста) или тот же Фаворский (1962, Музей изобразительных искусств, Волгоград), создавал вокруг своих персонажей живописные «очаги красоты», погружая их в атмосферу творческого созерцания и вольного покоя. Четкая ритмика модерна часто соединяется в его картинах с реминисценциями ренессансного искусства. Среди наиболее характерных его полотен (написанных обычно темперой по левкасу) – Семья художника Н.М.Чернышева (1969, Русский музей), Альтист (1972, Третьяковская галерея), Воскресный день (1974, там же), Играет Святослав Рихтер (1983), Портрет И. и П.Людвигов (1981; оба – собрание П.Людвига, Кёльн).

    Со временем содержание образов Жилинского становилось все более драматичным (картина 1937 год, запечатлевшая арест отца мастера и ставшая одним из символов наступающей гласности, – 1987, собственность художника; С нами Бог, 1991, Международный художественный форум Людвига, Ахен), но форма оставалась нерушимо стабильной, гармоничной, сияющей чистыми и ясными тонами. Завоевал большой авторитет и как педагог (с 1951 преподавал в Суриковском институте).

    См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

     ИТАР-ТАСС     ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ЖИЛИНСКИЙ

    Литература

    Шашкина М.В. Д.Жилинский. М., 1989