Содержание статьи
    Также по теме

    АЛ-МААРРИ, АБУ-Л-АЛА

    АЛ-МААРРИ, АБУ-Л-АЛА (973–1058), арабский поэт. Родился в селении ал-Маарра в Северной Сирии в 973. Отец Абу-л-Ала, богатый человек, слыл знатоком мусульманского права и сам занимался образованием сына, в трехлетнем возрасте перенесшего оспу, которая лишила его зрения. Продолжил свое образование юный ал-Маарри в Багдаде, огромном (по подсчетам историков, число его жителей в то время составляло от 400 тысяч до 1,5 миллионов), процветающем городе. Здесь он провел около двух лет, посещая библиотеку «Дома науки» – место встреч ученых и литераторов. Однако болезнь и смерть любимой матери заставили ал-Маарри вернуться в родной дом, который он после этого уже не покидал никогда. Скорбное настроение, овладевшее им, во многом объясняет его отвращение к мирской суете и склонность к уединению. «Заложник двойной тюрьмы» (слепоты и добровольного заточения) – так определил ал-Маарри себя и свой образ жизни. «Разумные созданья бессмертного творца идут путем страданья до смертного конца; непререкаемы у смерти приговоры»; «от вздоха первого в день своего рожденья душа торопится ко дню исчезновенья». Основное настроение ал-Маарри: «Мне опротивел мир и мерзость дел мирских, я вырваться хочу из круга дней своих».

    Знаток мусульманского права и богословия, философии, филологии, ал-Маарри создает трактаты и стихи, принесшие ему славу глубокого и независимого мыслителя, тонко чувствующего боль и горе человека, яростно обличающего зло ханжества, корыстолюбия, насилия. Ал-Маарри не мог смириться с лицемерием, лживостью, которые нередко демонстрировала религия, – именно их он считал безбожием. Безбожники – это те, кто сеет суеверия, подобные представлению, «будто на луне есть некая старуха, которая доит луну». Но безбожники это и те, кто вносит разброд в умы мусульман и сеет непримиримую вражду между ними. После смерти Мухаммеда началась ожесточенная борьба за власть и «истинную веру», приведшая к появлению множества направлений в толковании Корана и множества сект. Все это, считал ал-Маарри, враждебно подлинной вере. «Я вижу, что люди волнуются и суетятся, растерянные, между мутазилитами и мурджиитами, а забота их вождей – награбить денег недозволенными средствами и удовлетворить любострастие». В Послании о прощении (1033) в острой и сатирической форме ал-Маарри выступает против представлений мусульман о загробной жизни. Гротескно изображая «райскую жизнь, в которой царят те же пороки, он ставит под сомнение некоторые догматы веры. В поэтическом сборнике Обязательность необязательного он утверждает: «Лицемерие и вера – одно и то же». Эта же мысль повторяется и в другом стихотворении сборника: «Вера – вооружение лжеца и лицемера» и еще: «Хадисы выдумал обманщик в старину, чтоб ради выгоды умы держать в плену» (здесь и далее стихи даны в переводе А.Тарковского). Противник слепой, навязываемой веры, ал-Маарри обращает взор верующих к разуму, способному отделить истину от лжи. «Не принимай суждений ни о чем, когда проверить их нельзя умом». «Кроме разума нет имама» – таков основной постулат, который провозглашал и которому следовал ал-Маарри. Только разум дает возможность понять, что Бог – это не бог, рисуемый теологами-традиционалистами, а высший принцип всего сущего, близкий к образу безжалостной судьбы, рока, висящего над человеком. «И жены и мужи, мы все до одного – рабы ничтожные для бога своего». И даже разум в минуты отчаяния не казался ему всемогущим – нет достоверной истины, а есть лишь догадки. И худшее то, что часто этот разум превращают в орудие пустословия и лжи. «Ложь в сердце у того, а правды нет и тени, кто лечит шариат лекарством рассуждений... И в споре доводы рождаются без счета, мгновенно лопаясь как пузыри болота».

    Пессимизм ал-Маарри распространялся на все: он порицал и состояние веры, ее содержание, человека с его пороками, общество, в котором царит несправедливость, деспотизм правителей. А это было время, когда на смену идеям мутазилитов пришел ислам официальный, санкционированный рескриптом халифа ал-Кадира (1017), объявлявшим мутазилитов еретиками. В 1041 тот же халиф издал символ веры, означавший конец теологическим спорам. Эти акции халифа были поддержаны могущественным султаном Махмудом Газневи. Поэтому вольнолюбивая, печальная и гневная лирика ал-Маарри была близка многим его современникам. «Все литераторы Сирии, Запада и Вавилонии единодушно свидетельствуют, что в этом столетии не было никого, кто стоял бы с ним на одном уровне», – писал современник ал-Маарри Насири Хосров.

    Умер ал-Маарри в Северной Сирии 20 мая 1058.

    Литература

    Крачковский И.Ю. Абу-л-Аля ал-Маарри «Рисалат ал-малаика». М., 1932
    Аль-Фахури, Ханна. История арабской литературы, т. 2. М., 1961
    Фильштинский И.М. Арабская литература. – В кн.: Литература Востока в средние века. М., 1970
    Абу Аля аль-Маарри. Стихотворения. М., 1979
    Шидфар Б.Я. Абу-ль-Аля аль-Маарри. М., 1985