Содержание статьи
    Также по теме

    БЕНГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    БЕНГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Не считая небольшого количества буддийских гимнов на старобенгальском языке, датируемых 10 в., и нескольких надписей на среднебенгальском, самая ранняя зафиксированная литература представляет собой религиозную лирику 14 в. – жанр, который дошел до наших дней. На протяжении всей истории бенгальской словесности существовал непрерывный поток практически не записанной и плохо изученной фольклорной литературы, представленной сказками, балладами, рифмованными стихами и поговорками, ходившими среди бенгальских крестьян. Письменная литература, напротив, разбивается на два четко очерченных периода: 1) ранняя литература 14–18 вв. религиозного характера, с формами и техникой, пришедшими из фольклора и санскритских традиций, и 2) современная литература 19–20 вв., которая пережила возрождение и новый расцвет под воздействием западной литературы.(см. также БЕНГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК.)

    Ранняя литература начинается с вишнуитских песнопений (посвященных Вишну) с конца 14 в. Основная их тема – любовная история Кришны, воплощения Вишну, и пастушки Радхи. Первыми выдающимися вишнуитскими поэтами были Чандидас (Чондидаш, р. 1381) и его младший современник Видъяпати, произведения которых в 16 в. были включены в вишнуитский канон знаменитым религиозным реформатором Чайтаньей (Чойтонно). Среди многих вишнуитских поэтов 14–17 вв., пожалуй, лучше других известен Гобиндадас (Гобиндодаш, 1537–1612). С 15 в. стали появляться переложения санскритских эпосов, и самые первые бенгальские версии Рамаяны и Махабхараты принадлежат соответственно Криттибасу (Критибаш, р. 1346) и Кашираму Дасу (Каширам Даш, 17 в.).

    К концу вишнуитского периода, с упадком движения Чайтаньи, поэты обратились к иным темам; так, большая часть поэзии 16–18 вв. посвящена Шакти – Природной Энергии и божественной Матери – в ее формах Кали-разрушительницы, Чанди (Чонди)-покровительницы и других проявлениях. Трое из поэтов-шактистов заслуживают отдельного упоминания. Мукундарам Кабиканкан (Мукундорам Чокроборти) в большой эпической поэме Песнь во славу Чанди (1589) изложил сказания об охотнике Калокету и купце Шримонто и приходящей им на помощь богине Чанди. Рампрасад Сен (Рампрошад Шен, 1718–1775) воспел богиню Кали, его изящную лирику любят и декламируют в сегодняшней Бенгалии. Бхарат Чандра Рай (1722–1760) создал поэтический роман Видъясундар, отличающийся изысканным стилем и тонким юмором.

    Сто лет, последовавшие за смертью Кабиканкана, представляли собой переходный этап, который завершился прозой Ишвара Чандры Видъясагара (Ишшорчондро Биддашагор) и публикацией в 1855 первой бенгальской повести Избалованное дитя Текчанда Тхакура. Западное влияние значительно преобразовало бенгальскую литературу. Заявила о себе проза, стали появляться новые поэтические жанры, возникла мощная бенгальская драматургия, сочетающая в себе элементы популярных фольклорных представлений (джатра), санскритской и западной драмы. Два автора 19 в. стали классиками бенгальской литературы – поэт и драматург Майкл Мадхушудан Датта (Майкл Модхушудон Дотто, 1824–1873) и романист и эссеист Банким Чандра Чаттерджи (Бонкимчондро Чоттопадхай, 1838–1894). Первый ввел белый стих в свою героическую поэму Гибель Мегхнада; второй в исторических романах и издаваемом им журнале «Зеркало Бенгалии» заложил основы современного стиля бенгальской прозы. Тогда же калькуттский разговорный язык был впервые использован как литературный в книге Кали-Прасанны Сингха Зарисовки ухающей совы (1862). Развитие драмы получило мощный толчок благодаря шумному успеху пьесы Зеркало индиго Динабандху Митры (1829–1873), изображавшей дикие порядки на плантациях.

    Следующий этап отмечен фигурой Р.Тагора (1861–1941), которому в 1913 была присуждена Нобелевская премия по литературе за поэтический сборник Жертвенные песнопения. Разносторонне одаренный и плодовитый, Тагор создал сотни песен и стихотворений наряду с рассказами, пьесами, романами и эссе. Его лирика и лирическая драматургия обеспечили ему прочное место в мировой литературе, значительное воздействие он оказал на развитие бенгальской словесности. Выдающийся роман Тагора Гора оказал сильное влияние на романиста Сарата Чандру Чаттерджи (1899–1938), еще одной примечательной фигуры бенгальской литературы. До разделения в 1947 Бенгалии по религиозному принципу наиболее яркие бенгальские писатели были, как и Тагор, индусами. Поэт Назрул Ислам (1899–1976) – первый среди писателей-мусульман, завоевавших широкую известность.

    Литература

    Новикова В.А. Очерки истории бенгальской литературы Х–ХVIII вв. Л., 1965
    Товстых И.А. Бенгальская литература: Краткий очерк. М., 1965
    Паевская Е.В. Развитие бенгальской литературы ХII–ХIХ вв. М., 1979