Содержание статьи
    Также по теме

    БУБЕННОВ, МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ

    БУБЕННОВ, МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ (1909–1982), русский писатель. Родился 8 (21) ноября 1909 в с.Второе Поломошнево Алтайского края, в семье крестьянина – активного участника борьбы за советскую власть в Сибири. В 1927 окончил школу-девятилетку с педагогическим уклоном и около пяти лет преподавал в сельских школах Сибири и Татарии. Печатался с 1927, в 1929 участвовал во Всесоюзном съезде крестьянских писателей. Первое крупное произведение Бубенного – повесть о коллективизации в сибирской деревне Гремящий год (1929–1930, опубл. 1932). Много публиковался в газетах, альманахах и сборниках Сибири и Татарстана (очерки и рассказы о колхозном строительстве, сибирских партизанах, бойцах за советскую власть). Первые сборники рассказов писателя – В половодье, Бессмертие (оба 1940) посвящены Гражданской войне.

    С 1942 Бубеннов на фронте (солдат-минометчик, затем военный корреспондент дивизионной и армейской газет). В 1946 появилась книга первая его самого известного романа Белая береза, над которым автор работал с 1942, принесшая ему в 1948 Государственную премию и популярность в стране и за ее пределами (роман выдержал более 50 изданий, переведен почти на все языки народов СССР и многие иностранные языки).

    Забытый ныне, этот роман еще в 1980-е годы характеризовался официальным литературоведением как одно из лучших (наряду с романами Они сражались за родину М.Шолохова и Русский лес Л.Леонова) отечественных произведений о войне, как попытка на масштабном эпическом полотне создать обобщающий образ народного героя.

    Восторги литературных экспертов по поводу Белой березы (восхищавшихся, в числе прочего, и правдивым мастерством Бубеннова-баталиста), захлестнувшие в конце 1940-х годов страницы периодической печати, в 1950-е годы, особенно после 20 съезда КПСС, сменились жесткой критикой романа, прежде всего его второй части (1952), представившей настолько идеализированно-схематичный образ Сталина, гениального полководца и лучшего из людей, что от него покоробило даже самого вождя. Бубеннов отказался от написания намеченной 3-й части своей эпопеи, переключившись на новые, столь же актуальные для внутренней политики партии и правительства темы: освоение молодежью целины (роман Орлиная степь, 1959), индустриальное строительство в Сибири (роман Стремнина, 1971) и т.п.

    Бубеннов участвовал в кампании «борьбы с космополитизмом» (ст. Нужны ли сейчас литературные псевдонимы?), фигуру его, по-видимому, следует рассматривать в социально-историческом аспекте, так как его творчество отвечало веяниям своего времени.

    Некогда знаменитый, а теперь столь же категорично изгоняемый из культурной памяти соотечественников творец советской мифологии обладал писательским даром, силой словесного мазка, реальным чувством сопричастности народной жизни, о чем свидетельствуют многие страницы первой части романа Белая береза. Бубеннов оставил также множество публицистических и литературно-критических статей, мемуарные произведения (Зарницы красного лета, 1977, и др.).

    Умер Бубеннов в Москве 3 октября 1982.

    См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

     ИТАР-ТАСС     МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ БУБЕННОВ
    Литература Каллустова Н. М.С.Бубеннов. Баку, 1956
    Бубеннов М. Собрание сочинений, тт. 1–4. М., 1981–1982
    Бубеннов М. Светлая даль юности. М., 1984