Содержание статьи
    Также по теме

    ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. После обращения чехов в христианство в 9 в. языками письменности и литературы в чешских землях стали церковно-славянский и латынь. Чешский народный язык выработался в подлинно литературный к 13 в., и уже в 14 в. на чешском языке существовала богатая литература, в которой были представлены все традиционные для Средневековья жанры: рыцарские романы, летописи, сказания о святых, стихотворные сатиры, весьма разнообразные и многочисленные сочинения религиозного характера и сравнительно небольшое число произведений для театра. Великий реформатор Я.Гус (1371–1415) писал на чешском языке проповеди, послания, трактаты, однако гуситские войны повергли чешскую литературу в упадок. Правда, уже после смерти Гуса П.Хельчицкий (1390–1460) написал Сеть веры – страстный манифест христианского пацифизма и анархизма. Хельчицкий явился духовным отцом Богемских (Чешских) братьев – секты, сыгравшей ведущую роль в литературе 16 в. Богемские братья переводили Библию, сочиняли духовные гимны и религиозную прозу. Это время ознаменовано расцветом гуманизма, причем гуманистическая литература создавалась как на чешском языке, так и на латыни, однако поэтического возрождения тогда не произошло, а после битвы при Белой Горе в 1620, лишившей Богемию политической независимости, письменная традиция вновь прервалась. Последний епископ церкви Богемских братьев Я.А.Коменский (известен также под латинизированным именем Комениус, или Комений; 1592–1670) умер в изгнании в Нидерландах. Славу ему принесли прежде всего педагогические сочинения, написанные по-латыни, однако в ряду его чешскоязычных произведений особое место занимает утонченная и поражающая богатой образностью аллегория Лабиринт мира и рай сердца (1631).

    Богемия же почти на полтора столетия была превращена в чисто католическую страну с крестьянской культурой. Правда, в среде католического духовенства создавалась не очень богатая утонченная поэзия в стиле барокко, и тогда же складывалась чешская народная поэзия. «Национальное возрождение», начавшееся в конце 18 в., носило первое время преимущественно филологический характер. Й.Добровский (1753–1829) заложил основы современной чешской грамматики и истории литературы, а поэтический язык был восстановлен во многом трудами Й.Юнгмана (1773–1843), переводившего на чешский язык произведения Дж.Мильтона и И.В.Гёте. Выдающиеся поэты начали сочинять стихи в духе романтизма: основатель панславизма словак Я.Коллар (1793–1852) написал пространный цикл сонетов Дочь Славы; Ф.Л.Челаковский (1799–1852) сочинял подражания чешской и русской народной поэзии; В.Ганка (1791–1861) и еще несколько друзей-поэтов сфабриковали собрание стихотворений, выдававшееся за свод старинной чешской поэзии и долгое время считавшееся таковым. В это же время крупный общественно-политический деятель Фр.Палацкий (1798–1876) создал монументальную Историю Чехии (Деяния чешской нации). Из поздних романтиков и поныне высоко оцениваются К.Г.Маха (1810–1836) и К.Й.Эрбена (1811–1870).

    Романтизм сменила первая волна раннего реализма. Божена Немцова (1820–1862) нарисовала идиллическую картину сельской жизни в романе Бабушка (1855); Я.Неруда (1834–1891), вдохновляясь естественнонаучными идеями, cочинял краткие и выразительные ироничные стихи и юмористическую прозу о жизни простых обывателей Праги. К.Гавличек (1821–1856) известен прежде всего острой публицистикой антиавстрийской направленности, но он писал также трезвую, проникнутую здравым смыслом прозу и хлесткие сатирические стихи. После 1870 страну захлестнула новая волна романтизма, на этот раз господствовали французские влияния. Я.Врхлицкий (1853–1912) заполнил блестящей риторической поэзией более 80 томов и перевел чешским стихом многие произведения великих мастеров европейской поэзии. С.Чех (1846–1908) сочинял главным образом политические стихи; его Песни раба вдохновляли на борьбу против австрийского господства. Пристрастие к экзотической утонченности роднило Ю.Зейера (1841–1901) с английскими прерафаэлитами.

    В 1890-е годы на передний план выдвигается новое поколение. Т.Масарик (1850–1937), президент Чехословакии в 1918–1935, критиковал чешский романтизм, иронические и сатирические стихи писал Й.С.Махар (1864–1942). П.Безруч (1867–1958) в своих Силезских песнях выразил народное возмущение австрийскими угнетателями. Символизм дал Чехии двух крупных поэтов – О.Бржезину (1868–1929) и А.Сову (1864–1928). Рубеж веков ознаменовался расцветом чешской романистики: А.Ирасек (1851–1930) cочинял пользовавшиеся большим успехом исторические романы, Й.Голечек (1853–1929) написал ряд романов о сельской жизни, К.М.Чапек-Ход (1860–1927) описывал упадок пражского мещанства, а Ружена Свободова (1868–1920) сочиняла замысловатые по стилю и языку произведения о женщинах, не встретивших понимания у окружающих.

    Восстановление национальной независимости в 1918 внесло в литературную жизнь оживление. Чешская поэзия в своем развитии прошла через три четко различимые стадии: cамыми яркими поэтами «пролетарского» направления, вдохновлявшегося общественно-политической проблематикой, были И.Волькер (1900–1924) и Й.Гора (1891–1945); В.Незвал (1900–1958) встал во главе течения, названного «поэтизмом» и близкого футуризму и сюрреализму; Я.Заградничек (1905–1960) и Фр.Галас (1901–1949) обратились к обновленной духовности, выражавшейся тяжеловатым метафизическим стихом. Необычайным разнообразием отличалась романистика. Я.Гашек (1883–1923) прославился антивоенным и антигероическим романом Похождения бравого солдата Швейка; И.Ольбрахт (1882–1952) известен психологическими романами и оригинальным рассказом из жизни Карпатской Руси Никола Шугай – разбойник. В.Ванчура (1891–1942) блистал виртуозной модернистской прозой в стиле экспрессионизма. Чешская драматургия пользовалась широкой известностью не только на родине, но и за рубежом. Пьесы К.Чапека (1890–1938) R. U. R. и Из жизни насекомых с успехом ставились в США, однако ярче проявилось дарование Чапека-романиста, особенно в трилогии Гордубал, Метеор и Обыкновенная жизнь. Другим известным драматургом был Фр.Лангер (1888–1965), автор пьесы Верблюд и игольное ушко.

    После 1930-х годов чешская литература боролась за существование в двух различных, но равно к ней нерасположенных исторических реальностях. Сначала страну оккупировала германская армия. Оккупация продолжалась с 1935 по 1945; нацистский режим подвергал литературу цензуре и преследовал писателей. Многие литераторы погибли в концентрационных лагерях или тюрьмах, в т.ч. В.Ванчура и К.Полачек (1892–1944). Послевоенная свобода оказалась скоротечной: в 1948 начался второй, вызвавший более глубинные последствия и оказавшийся много более продолжительным период угнетения со стороны коммунистов. Режим культивировал в искусстве только социалистический реализм и ограничивал публикацию произведений, уклоняющихся от генеральной линии авторов, в т.ч. таких выдающихся писателей, как В.Голан (1905–1980), Я.Заградничек, Я.Сейферт (1901–1986), Й.Кнап (1900–1973) и Я.Дурих (1886–1962). Многие литераторы покинули родину, как прозаик Я.Чеп (1902–1974) или поэты И.Блатны (р. 1919) и Э.Гостовский (1907–1973).