Содержание статьи
    Также по теме

    ДЖЕЙМС, МОНТЕГЮ РОУДС

    ДЖЕЙМС, МОНТЕГЮ РОУДС (James, Montague Rhodes) (1862–1936), английский ученый, переводчик, писатель. Родился 1 августа 1862 в Голднистоуне (графство Кент). Отец, научный сотрудник в Кингз-колледже Кембриджского университета, стал позднее викарием в Кенте и Суффолке, где Джеймс провел часть детства. С раннего возраста обнаружив недюжинные способности, большую часть времени отдавал чтению и рассматриванию старинных книг, таких, как голландская Библия 17 в., предпочитая эти занятия общению со сверстниками. Получив образование в Итоне, а затем в Кингз-колледже, работал в отделе классической археологии музея Фицуильяма в Кембридже (в 1893–1908 – директор этого музея). После защиты диссертации на тему Апокалипсис св. Петра был избран членом совета Кингз-колледжа, читал лекции по теологии, в 1889 стал деканом колледжа. От сферы первоначального интереса, археологии, Джеймс перешел к палеографии.

    Выдающийся медиевист (Жизнь и чудеса Уильяма НориджскогоThe Life and Miracles of William of Norwich, 1896; обнаруженные им и опубликованные на латыни со своими комментариями Двенадцать средневековых историй о призракахTwelve Medieval Ghost Stories, 1922), Джеймс написал множество монографий и статей по библиографии, антикварным изданиям, редактировал работы библиографических и исторических обществ, занимался переводами (составил и перевел на английский язык сборник сказок Х.К.Андерсена, 1930). Замечательный лингвист, превосходный знаток Библии, одаренный необычайно острой памятью, он создал немало основополагающих трудов, в частности перевод апокрифов Нового Завета (The Apocryphal New Testament, 1924).

    В 1905 Джеймс был избран ректором Кингз-колледжа, с 1913 по 1915 был вице-канцлером университета.

    Сколь бы ни были значительны ученые труды Джеймса, он больше известен как автор «новелл ужасов», входящих в любую антологию. В этих новеллах определенным образом преломляются традиции рождественского или святочного рассказа, и равным образом в них отразилось превосходное знание типично английского «рассказа о привидениях» (ghost story). Этого персонажа джеймсовских новелл следует понимать именно как «призрак» – то, что «призрелось», что находится «при глазах». Призрак у Джеймса обязательно злобен и враждебен человеку и чаще всего выглядит (проявляется) в непривычных для человека формах. Он может появляться с листа старинной гравюры, как в новеллах Альбом каноника Альберика (Canon Alberic's Scrap-book) и Меццо-тинто (The Mezzotint), и при этом быть териоморфным, либо антропоморфным, либо из дупла старого дерева, имея паукообразные черты, как в новелле Ясень (The Ash Tree), либо проявляясь в складках ткани, как в новелле Школьная история (A School Story), и даже только лицом с глазами-пауками, открывшимся в штуке материи, как в новелле Необщий молитвенник (The Uncommon Prayer-book). Появление призраков порой связано со старыми вещами или раритетами, к которым они привязаны и которым подчиняются, –Альбом каноника Альберика и новелла Ты свистни, тебя не заставлю я ждать (Oh, Whistle, and I'll come You, my Lad), названная по строке из стихотворения Р.Бернса, где человекообразная тень приходит по звуку старинного свистка, обнаруженного в развалинах древнеримских строений.

    Аллюзии, скрытые цитаты и отсылки к произведениям У.Шекспира и Ч.Диккенса и при этом интерес к массовой культуре во всех ее проявлениях, от газетных романов-фельетонов до кукольного театра, балаганов и раннего кинематографа, и рефлексия их репертуара делают небольшие новеллы чрезвычайно насыщенными смыслом и емкими. При жизни автора новеллы выходили небольшими сборниками, состав которых поначалу не повторялся. Каноническое собрание прозы Джеймса включает 32 новеллы.

    Несмотря на значительность этих произведений и их высокие художественные качества, о поэтике Джеймса написано мало. Из классиков, работавших в сходных жанрах, лестные слова о нем сказаны культовой фигурой «черной фантастики» Г.Ф.Лавкрафтом. Генезис новелл Джеймса трудно установить. Как очевидных предшественников, чье влияние отразилось не столько в сюжетных построениях, сколько в общем подходе к проблеме сверхъестественного, следует назвать ирландского писателя Дж.Ш.Ле Фаню, чью книгу, объединившую найденные в архиве неизданные произведения, Джеймс составил и снабдил кратким предисловием, и валлийского прозаика А.Мейчина. Свой творческий метод, равно вмещавший и рациональную и магическую трактовку изложенного, прозаик формулировал следующим образом: «Надо время от времени оставлять лазейку для правдоподобного объяснения; но, если можно так выразиться, пусть лазейка эта будет настолько узкой, чтобы ею вообще едва ли возможно было воспользоваться».

    Умер Джеймс в Итоне 12 июня 1936.

          МОНТЕГЮ РОУДС ДЖЕЙМС

    Литература

    Джеймс М.Р. Встречи с привидениями. М., 1999