Содержание статьи
Также по теме

ЭДДЫ

ЭДДЫ.

Младшая Эдда

(иначе – Прозаическая Эдда, Снорриева Эдда – Snorra Edda). В Средние века название «Эдда» (т.е. «Книга из Одди», или «поэтика») было дано «учебнику» для скальдов (придворных поэтов), составленному Снорри Стурлусоном (1179–1241) приблизительно в 1222–1225, когда скальдическая поэзия стала уступать место римам – романтическим послесредневековым исландским стихам. Целью книги, очевидно, было сдержать такое развитие и, знакомя с величавой старинной поэзией, привить любовь к ней. Поэтому за прологом, лаконично и ярко представляющим историю мира после Адама и пришествие богов из Турции в Швецию, следует первый раздел, Видение Гюльви (Gylfaginning), где весьма занимательно излагаются важнейшие аспекты древнескандинавской мифологии. Представлено все это в форме диалога между Гюльви и тремя языческими богами-асами, оживленного вкраплениями из Старшей Эдды. Во втором разделе, Язык поэзии (Skáldskaparmál), столь же блестяще излагаются легенды о богах и дан разбор поэтического языка, включая хейти (поэтические синонимы) для богов, людей и вещей, а также кеннинги (метафоры); для иллюстрации здесь приведено множество примеров из поэзии скальдов. Третья часть, Перечень размеров (Háttatal), – принадлежащая перу Снорри хвалебная поэма из 102 строф о норвежском короле Хоконе IV Хоконсоне и ярле Скули; каждая строфа этой поэмы написана новым размером. Неоценимое пособие для понимания сложной скальдической поэзии, произведение Снорри ценно прежде всего как великолепный источник сведений о древнескандинавской мифологии и преданиях.

Старшая Эдда

(Песенная Эдда). В 1643 знаменитый антиквар, епископ Бриньольфур Свейнссон из Скаулхолта в Исландии, обнаружил манускрипт 13 в., содержащий ряд песней о тех же богах и героях, что в Младшей Эдде Снорри Стурлусона. Ошибочно решив, что их сочинил или собрал Сэмунд Мудрый, замечательный ученый 12 в., слывший также магом, он назвал найденную рукопись Эддой Сэмунда Мудрого (Sæmundar Edda), и это имя закрепилось за нею надолго. Переписчики добавили в сборник несколько песней сходного характера из других древнескандинавских источников, и нынешний состав включает ок. 40 песней, небольшая часть которых сохранилась лишь во фрагментах. В основном эти древние памятники отличаются необычайно высокой поэтической культурой, это подлинная сокровищница германской старины. Первая и безусловно самая глубокая по смыслу песнь в этом собрании, Прорицание вёльвы (Völuspá), повествует о начале и конце, о сотворении и гибели богов. Вероятно, более других известна веселая Песнь о Трюме (Prymskviða) – о том, как Тор вернул себе молот, украденный великанами-ётунами. Не менее впечатляюща Песнь о Вёлунде (Völundarkviða), чья тема – месть героя-искусника человеку, коварно взявшему его в плен. Три песни о Хельги ярко повествуют о жизни в эпоху викингов; следующие за ними рассказывают о Сигурде, Гудрун и Брюнхильд и судьбах бургундского королевского рода. Мрачные, полные драматизма Речи Хамдира (Hamðismál) образуют мощный финал.

Велось множество споров касательно датировки и источника этого сборника. Согласно принятой ныне точке зрения, большинство песней возникло в Норвегии, хотя сохранила их Исландия. Некоторые из песней Старшей Эдды безусловно сложились в последние столетия перед 1000, когда Норвегия и Исландия приняли христианство. Другие относятся к 11 и даже 12 вв. Все они анонимны, но есть предположение, что Песнь о Трюме сочинил Снорри Стурлусон, а Песнь об Атли – скальд Торбьёрн.

Литература

Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях. М. – Л., 1963
Мелетинский Е. Эдда и ранние формы эпоса. М., 1968
Младшая Эдда. Изд. подг. О.А.Смирницкая и М.И.Стеблин-Каменский. М., 1994