Содержание статьи
    Также по теме

    ЕРЕМЕНКО, АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ

    ЕРЕМЕНКО, АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ (р. 1950), русский поэт. Родился 25 октября 1950 в д.Гоношиха Алтайского края в крестьянской семье. Окончил школу в алтайском городе Заринске. Работал литературным сотрудником в районной газете, каменщиком. В 1977 приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. А.М.Горького (не окончил курса). Входил в московский клуб «Поэзия». В конце 1970-х – начале 1980-х годов часто выступал на формальных и неформальных встречах вместе с И.Ф.Ждановым и А.М.Парщиковым, и критики пытались объединить творчество этих поэтов разными терминами: «метареализм», «метафоризм», «метаметафоризм» и т.п.

    В периодике Еременко начал печататься в 1986, первая книга вышла в 1990. В 1990-е годы почти не писал стихов, однако на протяжении всего десятилетия воспринимался как активный участник литературного процесса, что во многом объясняется появлением большого количества подражателей его «интертекстуальной» («цитатной», «центонной») поэтической техники, наибольшую известность из которых приобрел Т.Ю.Кибиров.

    Лирический герой Еременко – человек, остро воспринимающий богатство и красоту современного мира, умеющий видеть единство биосферы и техносферы: «...и на красной земле, если срезать поверхностный слой, / корабельные сосны привинчены снизу болтами / с покосившейся шляпкой и забившейся глиной резьбой». В таком же единстве пребывают в мире Еременко природа и литературная культура: в стихотворении Переделкино пейзаж неотделим от множества стихотворных цитат и реминисценций, переосмысленных под знаком трагической иронии: «Играет ветер, бьется ставень, / А мачта гнется и скрыпит. / А по ночам гуляет Сталин. / Но вреден север для меня!»

    Широко прибегая к «интертекстам», Еременко радикально преобразует цитатный материал, извлекая из него новые, неожиданные смыслы. Прием «центона», комбинирования известных строк разных, как правило классических авторов Еременко превратил из легкой литературной игры в принцип построения философского произведения. Такова, например, Ночная прогулка, где парадоксально сталкиваются строки позднего О.Э.Мандельштама и цитата из стихотворения А.П.Межирова Коммунисты, вперед!: «Вон уже еле слышно сказал комиссар: / «Мы еще поглядим, кто скорее умрет...».

    Объектом творческого (не всегда комического) остроумия Еременко является не только «чужое слово», но и традиционные жанровые формы (сонет, хокку, акростих).

    Литература

    Эпштейн М. Метаморфоза: О новых течениях в поэзии 80-х гг. – В кн.: Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988
    Еременко А. Литература. Добавление к сопромату. М., 1990
    Еременко А. Стихи. М., 1991
    Новиков Вл. Однажды в студеную зимнюю пору... – В кн.: Новиков Вл. Заскок. М., 1997
    Еременко А. Горизонтальная страна. М., 1999