Содержание статьи
    Также по теме

    ГАМАН, ИОГАНН ГЕОРГ

    ГАМАН, ИОГАНН ГЕОРГ (Hamann, Johann Georg) (1730–1788), немецкий мыслитель, которого называли «северным магом», родился в Кёнигсберге (Восточная Пруссия) 27 августа 1730. Его ранние занятия, как и вся последующая жизнь, носили несистематический характер, но вдохновлялись страстным поиском истины безо всякой утилитарной цели. Гаман вел беспокойную жизнь, менял места работы и жительства, некоторые из наиболее плодотворных идей пришли к нему в Англии, где он жил с апреля 1757 по июль 1758. Среди его книг – Сократические достопримечательности (Sokratische Denkwürdigkeiten, 1759); Крестовые походы филолога (Kreuzzüge des Philologen, 1762); Метакритика пуризма разума (Metakritik über den Purismus der Vernunft, 1784, опубл. в 1800); Мысли о моем жизненном пути (Gedanken über meinen Lebenslauf, 1759, опубл. в 1821). Сочинения Гамана фрагментарны и несистематичны, состоят из афоризмов, часто носят характер пророчеств и загадочны по содержанию и способу выражения. Умер Гаман в Мюнстере 21 июня 1788.

    Гаман был пророком литературного движения «Буря и натиск» и оппонентом Просвещения. В противовес рационализму Канта подчеркивал значение продуктивной способности чувств. Разделение разума и чувств, играющее существенно важную роль в системе Канта, ввиду его абстрактности представлялось Гаману стерильным и противоречащим нашему языку, в котором эти две «противоположности» слиты. Гаман любил ссылаться на концепцию тождества противоположностей Джордано Бруно (опиравшегося на Николая Кузанского); он обладал поразительной способностью постигать единство вещей, которые анализирующий разум видит четко разделенными, и обвинял философов в разъединении того, что объединено Богом. Всякое познание и действие, по Гаману, должно исходить из конкретных вещей и конкретной личной связи с вещами – веры. Разум вторичен: nil in intellectu quod non antea in sensu (нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в чувствах). Природа и откровение (включающие историю и традицию) являются истинными источниками всякого знания.

    Гаман был гением вдохновения и оказал непосредственное и глубокое влияние на И.Гердера, познакомив его с английской литературой, особенно с произведениями Шекспира и Оссианом Макферсона; передал Гердеру и движению «Бури и натиска» (через них всему движению романтизма) свои взгляды на сущность языка и поэзии («поэзия – первоначальный язык человечества»), склонность к иррациональному и интуитивному, учение о «тотальности» (всецелой вовлеченности), превознесение исступления, страстности, гения, веру в ценность человека как такового и преклонение перед чувством, верой и силами природы. Глубоко религиозный человек, хотя и не принимавший ни ортодоксальных, ни пиетистских взглядов, которые господствовали в его время, Гаман стремился увидеть и открыть божественное начало в вещах и человеческих существах. Его идеи оказали влияние на философию 19 в. – Шеллинга, Гегеля, Кьергегора, а также на творчество Гёте.

          ИОГАНН ГЕОРГ ГАМАН

    Литература

    Гаман И.Г. Пять пастырских посланий о школьной драме. – В кн.: Идеи эстетического воспитания, т. 2. М., 1973