Содержание статьи

    ГАРЭ, ДЖОН

    ГАРЭ, ДЖОН (Guare, John) (р. 1938), американский драматург. Родился 5 февраля 1938 в Нью-Йорке. Учился в Джорджтаунском университете (Вашингтон), в 1960 стал бакалавром искусств. Здесь были поставлены его пьесы Девушка из театра (Theatre Girl, 1959) и Мальчик-поганка (Toadstool Boy, 1960). Продолжил обучение в драматической школе при Йельском университете в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут). В Нью-Хейвене были поставлены Золотой херувим (The Golden Cherub, 1962) и Вы написали мое имя на снегу? (Did you Write My Name in Snow?, 1963).

    После Йеля Гарэ отправился в Нью-Йорк, где участвовал в создании ассоциации драматургов, связанных с Мемориальным театром Ю.О'Нила (1965). В этот период им созданы пьесы К Уолли Пантони доверие остается (To Wally Pantoni, We Leave a Credenza, пост. 1965); Прекраснейший полдень года и нечто, о чем я скажу тебе во вторник (The Loveliest Afternoon of the Year and Something I'll Tell you Tuesday, пост. 1966); Муззика (Muzeeka, пост. 1968, премия «Оби», 1968); Полицейский – вон (Cop – Out, пост. 1969), принесшая ему премию «Оби» как автору, признанному нью-йоркскими критиками самым многообещающим драматургом 1968–1969; Домашние пожары (Home Fires, пост. 1969).

    Звездным часом Гарэ стала внебродвейская постановка в 1971 пьесы Дом голубых листьев (The House of Blue Leaves). Пьеса получила награду кружка нью-йоркских критиков драмы как лучшая американская пьеса и удостоилась премии как лучшая пьеса 1971.

    За этой пьесой последовали имевшие оглушительный успех на Бродвее Два веронца (Two Gentlemen of Verona). Рок-мюзикл по комедии У.Шекспира, написанный совместно с Мелом Шапиро на музыку Голта Макдермота и со стихами Гарэ, вызвал в декабре 1971 поток восторженных откликов в прессе, получил премию кружка нью-йоркских критиков драмы как лучший мюзикл 1971–1972 и премию «Тони» за лучший мюзикл и лучшее либретто 1972.

    Четыре следующие пьесы обнаруживают новые мотивы в творчестве Гарэ: Марко Поло поет соло (Marco Polo Sings a Solo, 1977) и Богатые и знаменитые (Rich and Famous, 1977) показывают жизнь преуспевающих людей как нечто гротескное, абсурдное и непредсказуемое; взаимоотношения родителей и детей представлены в пьесах Ландшафт тела (Landscape of the Body, 1977) и Чужие в лоне семьи (Bosoms and Neglect, 1979).

    В 1980 Гарэ написал сценарий фильма Атлантик-Сити (Atlantic City). Поставил его Луи Маль, в главных ролях снялись Берт Ланкастер и Сьюзен Сарэндон. В 1981 фильм получил премии нью-йоркских кинокритиков, лос-анджелесских кинокритиков, Национального общества кинокритиков, главный приз Венецианского кинофестиваля и «Оскара» за лучший оригинальный сценарий.

    Пьесы Лидия Бриз (Lidia Breeze) и Гардения (Gardenia), поставленные в 1982 в Нью-Йорке, и Женщины и вода (Women and Water), поставленная в 1985 в Вашингтоне, составили семейную сагу, действие которой происходит в Нантакете (шт. Массачусетс). Грандиозную трилогию Гарэ сравнивали с пьесами О'Нила о Новой Англии.

    Самой известной и удачной из поздних пьес Гарэ считается Шесть степеней отчуждения (Six Degrees of Separation), постановки которой сначала в Нью-Йорке (1990), а затем в Лондоне (1992) стали событием театральной жизни. Основанная на реальных фактах, пьеса показывает состоятельную супружескую пару, принадлежащую к лучшему нью-йоркскому обществу, положение которой в корне меняет веселый негр, выдающий себя за сына актера Сиднея Пуатье. Супруги вводят Пола в свой дом – и в свою жизнь, – и прежде чем его мошенничество раскроется, их жизненные планы рушатся.

    Следующая пьеса Гарэ Четыре бабуина, поклоняющиеся Солнцу (Four Baboons Adoring the Sun, пост. 1992), получила неоднозначную оценку критики.

    Гарэ получил премию Американской академии искусств и литературы (1981), стипендию нью-йоркского Института гуманитарных исследований (1982). В 1978–1981 он был приглашенным профессором Йельского университета, читал лекции по драматургии; в 1990–1991 приглашался в Гарвардский университет; в 1993–1994 входил в совет Джульярдской школы.

    См. также АМЕРИКАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ.

     © Dorothy Alexander     ДЖОН ГАРЭ

    Литература