Содержание статьи
    Также по теме

    ГЛАДИЛИН, АНАТОЛИЙ ТИХОНОВИЧ

    ГЛАДИЛИН, АНАТОЛИЙ ТИХОНОВИЧ (р. 1935), русский советский писатель. Родился 21 августа 1935 в Москве. После окончания школы работал электромехаником, рабочим, несколько месяцев проучился в военном училище. В 1954–1958 учился в Литературном институте им. А.М.Горького. Был и.о. заведующего отделом искусства и культуры газеты «Московский комсомолец», редактором киностудии им. М.Горького, много ездил по стране.

    Быструю и громкую известность принесла Гладилину уже первая повесть Хроника времен Виктора Подгурского, опубликованная в журнале «Юность» (1956) – тогдашнем органе своеобразного оппозиционного романтизма, открывающем молодых талантливых аутсайдеров советского истеблишмента и возбудившем в отечественной литературе волну «послеоттепельной» исповедальной прозы. Найденная Гладилиным тема смутного томления и беспокойства, непреодолимого внутреннего одиночества живого и искреннего человека в мире регламентированных ценностей была развита и в его последующих произведениях: в рассказе Идущий впереди (1958), повестях «Бригантина» поднимает паруса. История одного неудачника, Дым в глаза. Повесть о честолюбии (обе 1959), Первый день Нового года (1963), более всего – в романе История одной компании (1965) с ее главным, явно автобиографическом героем – инфантильным мечтателем, а также в романе Прогноз на завтра (опубл. в 1972 за рубежом) и даже в повестях Песни золотого прииска (1960, очеркового характера) и Вечная командировка (1962), рожденных как результат стимулируемого в начале 1960-х годов официальной пропагандой поиска «настоящих» мужчин на просторах Сибири и Дальнего Востока.

    Тяготение к сухому и строгому, подчеркнуто протокольному изложению и введение в текст «материала жизни» (дневников, писем, газетных и радиоматериалов, доказывающих или имитирующих подлинность и тем самым максимальную убедительность повествования) вывело Гладилина за пределы повторяющейся в его произведениях и потому приобретающей черты определенного схематизма коллизии противостояния нонконформиста и современного общества к подлинно документальному историческому повествованию – книгам, построенным по «коллажному» принципу цитирования научных трудов, биографических и т.п. материалов, перемежаемых сюжетными «мостами» и авторскими комментариями: Евангелие от Робеспьера (1970) и Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине (1974), также, по сути, восходящих к проблеме взаимоотношений человека и государства, праве первого на бунт – и плате за стремление осуществить это право и «переформировать» бытие.

    Открытое выступление против суда над А.Синявским и Ю.Даниэлем привело к постепенному вытеснению Гладилина из отечественного литературного процесса и побудило писателя эмигрировать в 1976 в Париж, где он был несколько лет обозревателем радио «Свобода». За границей опубликовал многочисленные рассказы и повести (Концерт для трубы с оркестром, Тигр переходит улицу, оба 1976; Запорожец, 1977; Репетиция в пятницу, 1978, сборники Парижская ярмарка, 1980, Каким я был тогда, 1986), а также романы Большой беговой день (1983), где некий Учитель, заядлый игрок на ипподроме и самодеятельный политический мыслитель, получает задание от КГБ играть на тотализаторах во Франции, чтобы добыть валюту для СССР, и в результате, проигравшись и растратившись, возвращается на родину ни с чем; Французская Советская Социалистическая Республика (1985) – антиутопию о неудачном опыте установления советской власти на родине Наполеона, кинематографической фрагментарностью и хронологической последовательностью описания также претендующую на иллюзию достоверности, корректируемую разве что самоиронией рассказчика, и Меня убил скотина Пелл (1989) – автобиографического характера, где главный герой, журналист радио «Свобода», в итоге кончающий с собой, общается как с вымышленными, так и с реальными фигурами русской эмиграции (В.Аксеновым, В.Некрасовым, А.Галичем).

    Литература

    Громов Е. В кривом зеркале парадоксов: Заметки о повестях Гладилина. – Смена, 1960, № 22
    Соловьева И. Материал и прием. – Новый мир, 1963, № 4
    Новиков В. Героическому времени – героическое искусство. – Знамя, 1963, № 10
    Басова И. «Что наша жизнь... Игра. (Рец.). – Грани, 1985, № 135
    Гладилин А. Александра. Таллинн, 1991
    Гладилин А. Туман в Анн-Арборе: Рассказ. – Конец века: Независимый альманах, 1991, № 3
    Якушева Г. «Евангелие от Робеспьера» и наша перестройка. – Горизонт, 1991, № 2