Содержание статьи
    Также по теме

    ГУЛЬ, РОМАН БОРИСОВИЧ

    ГУЛЬ, РОМАН БОРИСОВИЧ (1896–1986) – писатель-прозаик, публицист, критик, мемуарист, общественный деятель, редактор «Нового Журнала».

    Родился 13 (1) августа 1896 в Киеве. В детстве жил в Пензе, где окончил классическую гимназию. Часто бывал в усадьбе деда, предводителя дворянства, в уездном городе Керенске; там ощутил «прелесть и радость всего мира… где все решительно счастливы» («Иллюстрированная Россия», 1939, 25). Побывал с родителями в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии. В 1914 поступил в Московский университет на юридический факультет. Увлекся философией, слушал курс Введение в философию у известного культуролога и ученого-правоведа Ивана Ильина.

    В 1916 Гуль был мобилизован и направлен в Московскую офицерскую школу. Служил в запасном полку в Пензе, а после Февральской революции был назначен на Юго-западный фронт. В 1918 вступил в Добровольческую Армию, с Корниловским ударным полком проделал Ледяной поход. Когда пришла весть о смерти генерала Корнилова, Гуль подал рапорт об отставке и уехал в Киев. Был снова мобилизован, на этот раз администрацией гетмана Скоропадского. Вскоре попал в плен к петлюровцам. В декабре 1918 вызволен из плена немецким командованием, с января 1919 жил в Германии в лагерях для перемещенных лиц, затем работал на лесоповале. «Мысль записать все, что я пережил и видел в гражданской войне, – вспоминал Гуль, – засела во мне…Так я и написал свою первую книгу Ледяной поход, которая позднее стала известна в литературе о гражданской войне» (Я унес Россию, т. 1, с. 43).

    В 1920 он переезжает в Берлин, работает в редакции журнала «Жизнь». В нем и состоялось его первое выступление в печати (отрывки из Ледяного похода). В Берлине Гуль знакомится с писателями, поэтами, критиками, приезжавшими из советской России, в Германию, – с Пастернаком, Есениным, Замятиным, Фединым, Пильняком, Тыняновым. Еще многочисленнее были встречи с эмигрантами: Ходасевичем, Ремизовым, Осоргиным, Степуном, Вышеславцевым, Белым, Айхенвальдом, Оцупом, Сашей Черным, Г.Ивановым (с которым много позднее, в пятидесятые годы, Гуль активно поддерживал связь и опубликовал свою с ним Переписку через океан), с Цветаевой (см. ее письма к Гулю в «Новом Журнале», 1959, 58). Гуль регулярно бывал на собраниях берлинского Дома искусств, и таким образом круг его литературных знакомств чрезвычайно расширился. Тому же способствовала работа с 1922 секретарем редакции критико-библиографического журнала «Новая русская книга». В НРК печатались литературно-критические статьи Гуля и рецензии на книги Брюсова, Гиппиус, Зощенко, Пильняка, Шкловского, А.Толстого и др. современных авторов. Одновременно он сотрудничает в газете «Накануне». С середины 1923 до середины 1924 Гуль – редактор «Литературного приложения» этой газеты. Печатался и в других берлинских периодических изданиях («Голос России», «Русский Эмигрант», «Время»).

    Результатом знакомства с А.Белым явилась книга Гуля Пол в творчестве (1923). Тогда же вышла отдельным изданием повесть об эмигрантах В рассеяньи сущие. Эмигрантский опыт стал содержанием и другой книги – Жизнь на фукса (1927). Вышедшая в следующем году книга Белые по черному представляет собой очерки о русских беженцах в Африке. Написана она по рассказу эмигранта, вернувшегося из Африки в Европу. Опубликованный в 1929 роман о террористе Б.Савинкове Генерал БО переведен на немецкий, французский, испанский, английский, польский, литовский и латышский. Много лет спустя, когда Гуль жил в Америке, он переработал роман и выпустил его под названием Азеф (1959). «На первом месте в романе не Азеф, а Савинков… – писала в отзыве на эту книгу поэтесса Е.Таубер. – Пришел новый человек, переставший быть человеком… Азеф – просто машина, идеально и расчетливо работающая в свою пользу… Более убийственной картины подпольного быта трудно придумать» (НЖ, 1959, 58). Жизнь исторических личностей интересовала Гуля как романиста и в дальнейшем. Роман Скиф (1931) посвящен судьбе анархиста М.Бакунина и охватывает годы царствования Николая Первого. К этому роману Гуль вернулся в пятидесятые годы, основательно переработал и издал под названием Скиф в Европе.

    Три книги документально-художественных очерков, написанных в тридцатые годы, представляют собой серию портретов известных большевиков (военных и чекистов) Тухачевского, Ворошилова, Буденного, Блюхера, Котовского, Дзержинского, Менжинского, Петерса, Лациса, Ягоды. В книге Дзержинский (1936) прослеживается возникновение и разгул красного террора. Издать книгу в фашистской Германии Гулю не разрешили (она вышла в Париже). «В гитлеровской тоталитарной Германии я не мог психологически и душевно жить… – вспоминает он в первом томе мемуаров Я унес Россию (с. 324) – Всем существом захотел я вырваться из этого коричневого тоталитаризма на свободу». Когда Гуль уже готов был бежать из Германии, его арестовали. В вину ему вменялось немецкое издание романа Генерал БО. Гуль был отправлен в концлагерь Ораниенбург, через месяц был освобожден с объяснением, что его арестовали «по недоразумению». Подробности о пребывании в заключении Гуль, уже находясь в Париже, описал в книге Ораниенбург. Что я видел в гитлеровском концентрационном лагере (1937).

    Живя во Франции, Гуль сотрудничал в «Последних новостях», «Современных записках», «Иллюстрированной жизни» и др. Более полугода провел в Лондоне, участвуя в постановке фильма по роману Генерал БО. По этому же роману была поставлена русским театром в Париже пьеса Азеф. В начале Второй мировой войны Гуль уехал из Парижа в свободную зону, на юг Франции. Работал батраком на ферме: «мы с женой решили превратиться в самых настоящих крестьян» («Новый Журнал», 1986, 164). В Париж он вернулся через два месяца после окончания войны. Здесь он заканчивает автобиографическую книгу Конь рыжий. В 1946 она печаталась в «Новом Журнале», с которым, начиная со времени первой публикации, связаны сорок лет жизни Гуля. В рецензии на отдельное издание Коня рыжего Г.Иванов определил особенности книги: «Это история жизни автора, сплетенная с историей „роковых минут" России и мира. Это сознательное суждение о мире, о себе, о своем прошлом, требующее раздвоения, диалога со своей душой. И диалога души с миром» (Г.Иванов. Третий Рим. Художественная проза. Статьи. Тенафлай, США, 1987, с. 321). В 1948 Гуль создает в Париже политическую, антитоталитарную группу «Российское народное движение», издававшую журнал «Народная правда» (редактор – Р.Гуль) и, переехав в 1950 в США, продолжает его редактировать. С 1951 Гуль стал ответственным секретарем «Нового Журнала», считал его «лучшим русским журналом не только за рубежом, но и во всем мире» (Гуль. Моя биография – НЖ, 1986, 164, с. 31). Основанием для столь решительного утверждения было понятие свободы, в особенности свободы творческой. С 1959 после смерти М.Карповича, многие годы возглавлявшего «Новый Журнал», Гуль становится главным редактором. Эта работа продолжалась 27 лет и под его редакторством вышло 105 томов. Подводить итоги этому труду – значит говорить о половине истории «Нового Журнала», о 3000 публикаций на тридцати тысячах страниц. При этом множество произведений переросло значение очередной журнальной публикации и стало долговременным достоянием русской литературы, историографии, философии, публицистики. Редактирование наиболее престижного журнала в зарубежьи он понимал как «всероссийское дело» и в конце жизни утверждал: «Культура старой России всегда была со мной и продолжает во мне жить. Поэтому чувствование себя русским эмигрантом, вероятно, основано в первую очередь на этом» («Новое русское слово», 13 августа 1985).