Содержание статьи
    Также по теме

    ГУСЕВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ

    ГУСЕВ, ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ (1909–1944), русский советский поэт, драматург, переводчик. Родился 17 (30) января 1909 в Москве в семье служащего. В 1925–1926 учился в драматической студии при Московском Театре революции (ныне Театр им. Вл.Маяковского), в 1926–1929 – на Высших литературных курсах им. В.Я.Брюсова, после их реорганизации – в Московском университете на факультете литературы и искусства (окончил в 1931).

    В 1929 выпустил первую поэтическую книгу Поход вещей, раскритикованную В.Маяковским за «грошовый романтизм», который, вопреки утверждению последнего, не исключал, но подчеркивал революционный энтузиазм поэзии Гусева, вполне проявившийся и в его последующих сборниках (Герои едут в колхоз, 1931; Слово бригадира, 1932; Современники, Гений, оба 1933; Сыновья диктатуры, 1937; поэма Стих, 1942) – и особенно в его текстах песен (Полюшко-поле, 1934, и др.). Печатался с 1927, с того же времени член Московского общества драматических писателей и композиторов и Производственного объединения молодых драматургов. Сблизился с журналом «Синяя блуза», писал сценарии для популярных в те годы «живых картин», различных массовых представлений, частушки, репризы, водевили и т.п.

    Идя в русле предельно актуализированной и политизированной, почти «газетной» советской драматургии ранних лет, Гусев в конце 1920-х годов пишет комедии Американский житель и Закрытие Америки (в соавторстве). Объездив в составе писательских бригад крупнейшие стройки страны (Кузнецкстрой, Уралмаш и др.), Гусев был заражен энергией индустриальных пятилеток.

    В 1935 написал принесшую ему шумный успех пьесу Слава, обошедшую почти все театры и самодеятельные коллективы страны, в которой поднял острые проблемы новой социалистической морали, долга и героизма. Следом появляются комедии Гусева Дружба (1938), Сын Рыбакова (1940, пост. 1953, опубл. 1955; доработка В.Винникова), Москвичка, Твоя песня (обе 1942), символическая драма Сыновья трех рек (1944), в которых проявились свойственная Гусеву артистичность, умение выстроить несложный и увлекательный сюжет, непринужденно, даже по-оперетточному празднично рассказать о серьезных социальных процессах – вкупе с романтически светлым восприятием жизни и неназойливой дидактичностью, сказывающейся как в пьесах о нравах сегодняшнего дня (с нескрываемой симпатией к открытым честным труженикам и презрением к «рвачам» и «чинушам»), так и в произведениях, посвященных теме преемственности революционных традиций (Сын Рыбакова). Истинными шедеврами Гусева в этом плане оказались лирические комедии для молодежи Весна в Москве (1941; одноимен. фильм реж. И.Е.Хейфица, совм. с Н.Н.Кошеверовой, 1953) и Свинарка и пастух (одноимен. фильм реж. И.А.Пырьева, 1941, Государственная премия СССР, 1942; завершен в начале войны), а также киносценарий В шесть часов вечера после войны (одноимен. фильм Пырьева, 1944, Государственная премия СССР, 1946).

    С конца июня 1941 Гусев – начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета; пишет, помимо вышеназванных пьес, репортажи и драматические произведения для радио, патриотические стихотворения Сестра (1941), Мать и сын (1942) и др. Гусев оставил также переводы произведений киргизских, таджикских, туркменских, белорусских и др. поэтов.

    Умер Гусев в Москве 21 января 1944.

     ИТАР-ТАСС     ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ГУСЕВ

    Литература

    Кассиль Л. Слава и время. – Советская культура, 1954, 9 февраля
    Шток И. Виктор Гусев. – В кн.: Шток И. Рассказы о драматургах. М., 1967
    Банников Н. Виктор Гусев. – В кн.: Гусев В. Стихи. Песни. Пьесы. М., 1975
    Гусев В. Сочинения, тт. 1–4. Вступит. ст. А.Суркова. М., 1979