Содержание статьи
    Также по теме

    ХЕЙЗЕ, ПАУЛЬ

    ХЕЙЗЕ, ПАУЛЬ (Heyse, Paul Johann Ludwig von) (1830–1914), немецкий поэт, прозаик и новеллист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1910.

    Родился в Берлине 15 марта 1830 в семье К.Л.Хейзе, филолога, преподавателя Берлинского университета. Мать, родом из просвещенной еврейской семьи, по словам сына, была «эмоциональной, необычайно яркой женщиной», которая оказала на него значительное влияние. В доме Хейзе частыми гостями бывали известные ученые, писатели, художники, в том числе историк-искусствовед Франц Куглер, будущий наставник Пауля Хейзе.

    ПАУЛЬ ХЕЙЗЕ

    Учился в Берлинском университете, где изучал классическую литратуру и филологию, затем слушал курс лекций по романской филологии в Боннском университете. В 1852 получил диплом Берлинского университета, после чего отправился в Италию продолжать образование. Там начинает писать первые стихи, пьесы, рассказы.

    В 1854 король Максимилиан II предложил Хейзе значительную стипендию и пригласил жить в Мюнхен, где находился королевский двор. Участвовал в интеллектуальной жизни, которой покровительствовал монарх, и во многом благодаря устойчивому материальному положению смог жениться на Маргарет Куглер, дочери своего наставника. Всю жизнь провел с семьей на мюнхенской вилле.

    Достаточно спокойная жизнь, избыток свободного времени и благожелательная обстановка довоенного Мюнхена давали возможность Хейзе полностью посвятить себя литературному труду, не заботясь о хлебе насущном.

    В 1855 выходит в свет его новелла Аррабиата, действие которой происходит в Сорренто, написанная во время поездки по Италии. Это история любви молодой рыбачки и паромщика, романтический настрой которой, занимательный сюжет, южный колорит – стали отличительными чертами всего творчества Хейзе (например, Марион, 1855, Девушки из Треппи, 1858, Андреа Дельфин, 1859, Портрет матери, 1859).

    В 1864 друг Хейзе, поэт Эмануэль Гайбель, оказался в опале у преемника Максимилиана Людвига II, и Хейзе в знак протеста перестал бывать при дворе, однако Мюнхен не покинул и продолжал вести прежний образ жизни.

    Кроме повестей и рассказов, обращался к жанру драмы. В 1866 пишет историческую пьесу Ганс Ланге и в 1899 трагедию Мария Магдалина, которые некоторое время имели успех, однако вскоре были забыты. Более известны его большие романы Дети века (1873), В раю (1875) и Мерлин (1892), в центре которых – этические проблемы. Стихотворения Хейзе не оставили заметного следа в истории литературы, в отличие от его переводов Алессандро Мандзони, Леопарди.

    В началн 20 в. молодое поколение критиков, вдохновленное новыми веяниями в литературе, в частности пьесами Ибсена, выступило против романтизма и экзотики в сочинениях Хейзе. Не обращая особого внимания на нападки собратьев по перу, он по-прежнему оставался верен своим пристрастиям – романтическому миру чувств, отвержению мрачных сторон жизни и неприятию натурализма.

    Нобелевскую премию по литературе получил в 1910 «за художественность, идеализм, которые он демонстрировал на протяжении всего своего творческого пути в качестве лирического поэта, драматурга, романиста и автора известных всему миру новелл». Первый немецкий писатель, получивший Нобелевскую премию.

    С 1910 – почетный гражданин Мюнхена, где и умер 2 апреля 1914 от воспаления легких.

    Выпустил 24 тома новелл, 6 романов, примерно 60 пьес и 9 поэтических сборников. Однако его литературная слава оказалась недолговечной. Так, в 1934 английский критик Э.К.Беннет писал: «Хотя новеллы Хейзе хорошо читаются, вряд ли можно сказать, что он привнес в этот жанр что-то действительно новое». В противовес ему немецкий исследователь К.Ульман писал, «что книги Хейзе…являются произведениями крупного писателя 19 в., чье… описание жизни человека принадлежит к великой традиции Оноре де Бальзака и Готфрида Келлера».

    Издания: L`Arrabbiata. Berlin: Hertz, 1853; Der Weinhuter. In Novellen. 7 volum. Berlin: Hertz, 1882.

    Наталья Карамышева

    Литература

    Bianqui, Geneviev. The Life and Works of Payl Heyse. In Nobel Prize Librari. NewYork: Gregori, 1971