Содержание статьи
    Также по теме

    ИРАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ИРАКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – произведения арабских писателей, поэтов и ученых, созданных на территории Ирака с середины 8 в. до наших дней. Иракская литература берет свое начало в эпоху правления династии Аббасидов (749–1258), когда Багдад стал центром арабского халифата. В этот период арабская письменность переживала взлет. Благодаря халифам-меценатам происходила письменная фиксация произведений эпохи джахилийа (эпоха неведения ислама), которые до этого в течение нескольких столетий передавались из уст в уста. Характерно, что здесь, в Багдаде, некоторые из аравийских сказаний приобрели иракские черты.

    При Харуне ар-Рашиде (750–850) был основан «Дом мудрости», в котором трудились переписчики и переводчики (с греческого, пехлевийского, сирийского), собирались первые библиотечные собрания. При халифе Ма'муне (813–833) кроме литературы, посвященной Корану и хадисам, появились своды арабских преданий, обширные хроники, первые арабские географические и медицинские сочинения, произведения художественной прозы. Блестящих успехов добилась арабская поэзия, появились труды по филологии (грамматике и лексикографии), энциклопедические своды по отдельным отраслям науки, биографические сборники, в которых рассказывалось не только о персонажах раннего ислама, передатчиках хадисов, но и выдающихся военачальниках, чиновниках и даже поэтах, певцах и т.п.

    Литературная жизнь арабского халифата 7–9 вв. была сосредоточена в Багдаде, но по мере роста феодальной раздробленности в других городах также возникли свои культурные центры, где каждый правитель стремился привлекать ко двору наиболее одаренных поэтов, летописцев, астрономов.

    В 8–9 вв. арабская поэзия пережила период подъема, связанного с именами таких поэтов, как Башшар ибн Бурд (714–783), Абу Нувас (762–813), Абу-л-Атахийа (748–825), Валиб ибн Хубаб, Муслим ибн аль-Валид, Ибрахим аль-Маусили и его сын Исхак, Абу Таммам (805–846), аль-Бухтури (836–896), Ибн ар-Руми (836–896), Ибн аль–Му'тазз (869–908). Практически все они были связаны с Багдадом. Эти поэты и вводимые ими стихотворные ритмы были признаны далеко не сразу, но впоследствии им стали подражать.

    Поэзия издавна была связана с исполнительским искусством – пением и музыкальным сопровождением. Появление в Багдаде талантливых представителей покоренных народов обогащало арабскую культуру. Начиная с 10 в. в городе не было недостатка в поэтах, обладавших высокой культурой слова. Среди них выделялся мудрец и философ аль-Мутанаби (915–965), достигший в своих произведениях высот изощренного мастерства. Крупнейшим поэтом и мыслителем был признан Абу-л-Ала аль-Маари (973–1057). Начав с подражаний аль-Мутанаби, он ввел в стихосложение усложненную двойную рифму. Содержание его цикла Лузум ма ла йалзам (Обязательность необязательного) свидетельствует о широте его взглядов и философском подходе к проблемам своего времени.

    В 10–11 вв. в Багдаде прославилась группа поэтов, чей стиль так и называли «багдадским». Среди них – Ибн аль-Хаджжадж (941–1001). Выходец из семьи высокопоставленных чиновников, получивший традиционное образование, он в юности посещал литературный кружок. Однажды поэт написал панегирик в честь буидского эмира Изз ад-Даулы. Произведение правителю понравилось, и с тех пор Ибн аль-Хаджжадж постоянно находился при дворе, а затем получил должность мухтасиба – чиновника, под чьим контролем находилась торговля и ремесло на рынках города.

    Перу Ибн Хаджжаджа принадлежит десятитомный диван разрозненных сочинений. Здесь в основном панегирики, но появляется и совершенно новый для арабской поэзии жанр, который он сам называл сухф (глупость). Это стихотворения, написанные с применением уличного жаргона, что вносит особенный колорит в описание бытовых сценок. Для него также было характерно своеобразное использование жанра пародии, в которой он вольно обращается как с библейскими, так и кораническими персонажами.

    Его младший современник – аш-Шариф ар-Ради (910–1016), был коренным багдадцем, выходцем из семьи старинной арабской аристократии. В качестве алида (человека, возводящего свой род к Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммада) (см. ПРАВЕДНЫЕ ХАЛИФЫ), он пользовался уважением современников и после смерти своего отца возглавил ассоциацию потомков Али в Багдаде, за что был удостоен титула накиб аль-ашраф. Получив прекрасное богословское образование (он обучался праву и филологии), ар-Ради занимался толкованием отдельных мест Корана. Он также составил сборник Нахдж аль-балага (искусство красноречия), куда вошли речи, проповеди и изречения халифа Али. Уже тогда среди литераторов багдадского круга бытовало мнение о том, что эта книга написана самим ар-Ради для возвеличивания своего далекого предка, тем более что автор был известен своим высокомерием. Но в литературу он вошел как поэт, автор многочисленных поздравительных произведений, панегириков, а также произведений, восхваляющих алидов. Любимым жанром ар-Ради была риса, элегия религиозного или светского характера, характерная для поэтов – шиитов. История шиитов предлагает массу сюжетов, в которых оплакиваются шиитские мученики, список которых возглавляет четвертый праведных халиф Али ибн Абу Талиб.

    Во второй половине 9 в. аль-Балазури, ад-Динавари, аль-Йакуби трудились над историческими хрониками, в которых прежде чем описать историю мусульманской общины, они пытаются дать обзор всемирной истории. Огромный свод исторических материалов собрал ат-Табари (839–923). Его книга по арабской историографии называется История пророков и царей. Тогда же создал свой труд географ и историк аль-Мас'уди (ум. в 956), а Ибн Кутайба (ум. в 889) закончил свою историческую энциклопедию.

    Разрабатывался также жанр адаб, который восходил к персидским образцам Сасанидского времени. Этот жанр был обращен к «благородному сословию», в нем был очерчен круг знаний, который следовало знать выходцам из правящего класса. Поэтому среди произведений адаба так много дидактических наставлений. Среди авторов подобных сочинений – Ибн Кутайба, аль-Джахиз (771/781–868) и др. Впоследствии термин адаб стал толковаться несколько шире – как литература (беллетристика) вообще.

    В 10 в. появляется в Ираке и Сирии возрождается старинный повествовательный жанр макама, возникший еще в период бедуинских кочевий (слово макама переводится как «стоянка» – араб.) Герой повествования, путешествуя из города в город, наблюдает и описывает различные ситуации. Как правило, это – жизнерадостный плут и бродяга, поведение которого невозможно охарактеризовать однозначно. Родоначальником этого жанра стал аль-Хамадани (ум. в 1008), а автором лучших макам считается аль-Харири (ум. в 1122).

    Одновременно развивается биографический жанр сира, где героями являются, в первую очередь, персонажи раннего ислама или знаменитые люди – воины, суфии и т.д. Таким образом, впервые записывались старинные сказания, ибо до этого сира считалась простонародной литературой, воспринимаемой со слов сказителя, выступавшего на рыночной площади.

    Среди прозаиков выделялся Абу Хаййан ат-Таухиди (ум. в 1023). Большая часть его жизни прошла в Багдаде, писал он по-арабски, хотя по некоторым данным, он был уроженцем Ирана. Изучив грамматику и фикх, он стал проявлять интерес к суфизму. Это нашло отражение в написанной им Китаб аль-ишарат аль-илахийя (Книге божественных указаний), которая содержит проповеди, назидания и психотехнические рекомендации для ритуалов зикра (от глагола заккара – «поминать», араб.). По оценкам современников, он был по своим взглядам близок к учению знаменитого суфия аль-Халладжа. Об этом якобы свидетельствовала другая его книга Китаб аль-Хаджж аль-'акли (Книга о духовном паломничестве). После того, как ат-Таухиди познакомился с высокопоставленным чиновником Ибн Са'даном, жизнь его резко изменилась. В окружении его покровителя были философы, историки, литераторы, которые оказали благотворное влияние на писателя. Его следующий труд уже был посвящен этике Рисала фи-с-садака ва-с-садик (Послание о дружбе и друге). После смерти своего покровителя (Ибн Са'дан был казнен), а также кончины своего наставника, философа ас-Сиджистани, ат-Таухиди покидает Багдад. В Ширазе он создает свои основные религиозно-философские сочинения: аль-Мукабасат (Приобретенные знания) – собрание бесед, которые он вел с багдадскими философами), а также Рисала фи-ль-хайат (Послание о жизни).

    Багдад сохранял свое значение как центр арабской культуры до 1258, когда монгольские войска подвергли его опустошению. Библиотеки были разорены, а на поверхности вод реки Тигр плавали листы разоренных рукописей.

    Но и после этой катастрофы в Багдаде появляются замечательные литературные произведения. Одним из них стал свод сказок Тысячи и одной ночи, который является примером жанра «обрамленной повести». Подобная форма позволяла объединить разнообразный и разнородный литературный материал в сплошное повествование. В этом произведении обнаруживается взаимовлияние фольклора Индии, Персии, арабских стран. Однако Тысяча и одна ночь была признана литературным памятником гораздо позже.