Содержание статьи
    Также по теме

    ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ИСЛАНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в некоторых отношениях уникальна. Единственная из древнегерманских литератур, она сохранила дохристианские мифы, героический эпос и – в сагах – реалистическую панораму аристократическо-республиканского уклада жизни поселенцев в Исландии. Уникальна эта литература и своей преемственностью. Древненорвежский язык викингов, поселившихся в Исландии между 874 и 930, так мало изменился, что обе Эдды и саги даже для современного исландца доступнее, чем Шекспир для современного англичанина. Народная по своему характеру, эта литература сделала исландцев одной из самых читающих и пишущих наций в мире.

    Поселенцы-викинги принесли с собой два разных вида поэзии – эддическую и скальдическую. Практически все, что нам известно из эддической поэзии, собрано в одном томе – Песенной Эдде, или Старшей Эдде, которая восходит к второй половине 13 в., хотя отдельные ее песни могут относиться к периоду 800–1200. Самые древние из них, возможно, были сложены в Норвегии. По форме это древнегерманские аллитерационные стихи (как в Беофульфе), строфически трех типов. По содержанию они отчасти мифологические, отчасти афористические или дидактические и отчасти – героические.

    Скальдическая поэзия столь же витиевата, сколь проста эддическая. Она тоже пользуется аллитерацией, но не чужда и силлабизма (равносложности), внутренней рифмы и ассонанса, а порой и конечной рифмы. Еще более изощрен стиль скальдической поэзии: редкими в эддических песнях кеннингами буквально пестрят скальдические стихи. Кеннинг – это сразу и метафора, и перифраз; например, «конь волны» – корабль, «буря копий» – битва. Исландские поэты состояли при королевских дворах по всей Скандинавии.

    Христианство пришло в Исландию ок. 1000, а вместе с ним пришла письменность, в 12–13 вв. принесшая плоды – саги. Саги представляют собой прозаические повествования разнообразного характера – от сухой фактографии отца исландской истории Ари Мудрого (Торгильссона) (1067/68–1148) через замечательные родовые саги и хроники Снорри Стурлусона к вымышленным мифо-героическим сагам и рыцарским романам 14 в. В большинстве своем они анонимны. Правдивый героический дух саг разительно отличает их от религиозной и романтической по тону средневековой литературы.

    Хроники норвежских королей начались в 12 в. полулегендарными сагами о первых королях-христианах – Олаве Трюггвасоне (ум. 1000) и Олаве Харальдссоне Святом (ум. 1030). Ари Мудрый, вероятно, был автором краткого хронологического обзора, который вызвал подражания, однако записи современной истории впервые стали вести Э.Оддссон (писал ок. 1160–1170) и К.Йоунссон (ум. 1215), которому принадлежит Сага о Сверрире, частично продиктованная самим королем Сверриром. Созданные на рубеже 12–13 вв. довольно обширные исторические обзоры вскоре затмил Круг Земной (ок. 1225–1230) Снорри Стурлусона.

    Исландские родовые саги, запечатлевшие родовые предания исландской знати начиная с эпохи первопоселенцев и примерно до 1000, были записаны в 12–14 вв., по-видимому, под влиянием королевских саг или хроник. В этих сагах – а все они претендуют на историчность, хотя в известной степени являются вымыслом, – героический дух эддической поэзии вкупе с фатализмом обреченной на гибель страны (древняя исландская республика пала в 1262) создали уникальную прозу. Наиболее известна Сага о Ньяле, но заслуживают упоминания и менее пространные саги, в частности романтическая Сага о Гуннлауге, лаконичная и насыщенная Сага о Храфнкеле и раздумчивая, фаталистическая Сага о Гисли.

    Еще в 1226 французские романы были переведены на древненорвежский. Потребность в этой литературе способствовала появлению национальных мифо-героических саг, среди которых Сага о Вёльсунгах продолжает традицию героических песней Старшей Эдды. Вскоре романы о викингах уступили место средневековым зарубежным романам о рыцарях и невероятных приключениях, которыми относительно изолированная от остального мира нация зачитывалась в глухую пору упадка (ок. 1400–1800).

    В 14 и 15 вв. приобрели популярность пришедшие из Франции через Данию и Норвегию танцевальные песни, или баллады. Слившись со старинными скальдическими формами, они образовали новый жанр – римы (ок. 1400–1900). Римы – жанр метрический, где рима (ríma, песнь), предваренная кратким любовным стихотворением, соотносится с главой прозаического рассказа. Римы имеют строфическую форму, чаще всего это четверостишие, встречаются также двустишия и трехстишия. В скором времени римы превзошли сложностью и артистичностью даже скальдическую поэзию.

    Скальдическая метрика продолжала жить в духовной поэзии, ее наиболее значительный образец – поэма Лилия Э.Аусгримссона (ок. 1310–1361). Замечательны также стихи Й.Арасона, последнего католического епископа Исландии, казненного 7 ноября 1550.

    Реформация приспособила печатный станок для пропаганды лютеранства, и в течение 250 лет издавалась почти исключительно религиозная литература, все более попадавшая под влияние немецких и датских образцов. Новый Завет был издан в 1540, Библия – в 1584, вершиной же культовой литературы стали прекрасные Гимны о Страстях Господних (1666) Х.Пьетурссона (1614–1674) и Домашние проповеди (1718–1720) епископа Й.Видалина (1666–1720).

    Между тем ученые скандинавского Возрождения наконец открыли для себя древнеисландскую литературу. Чиновники и частные коллекционеры в Дании и Швеции собирали манускрипты, дорожа их исторической и антикварной ценностью. Самым крупным собирателем был исландец А.Магнуссон (1663–1730). В 19 в., в эпоху романтизма, эти собрания стали источником национального обновления скандинавской и исландской литературы. Провозвестником его был апостол национального самосознания, неоклассицист эпохи Просвещения Э.Оулафссон (1726–1768). Впервые романтизм заявил о себе в мужественных стихах Б.Тораренсена (1786–1841) и прозрачных строфах Й.Хадльгримссона (1807–1845). Отвергая банальность содержания и формальные условности римы, романтики равнялись на строгие образцы эддической поэзии и таких зарубежных поэтов, как Гёте, Шиллер, Гейне и Байрон.

    Этими идеалами овеяны романтическая фантастика поэта Б.Грёндаля (1826–1907), героические баллады Г.Томсена (1820–1896), классически строгая поэзия С.Торстейнссона (1831–1913), проникновенные творения гуманиста М.Йохумссона (1835–1920). Под их знаком формировалась новая проза – гомеровские переводы С.Эгильссона, собрания народных сказок (1862–1864) Й.Арнасона, новая драма, возникшая ок. 1800 как подражания датчанину Л.Хольбергу (1684–1754), но затем получившая чисто романтическое развитие у М.Йохумссона и И.Эйнарссона (1851–1939), и наконец, роман и первенец жанра – Юноша и девушка (1850) Й.Тородсена (1819–1868).

    В 1880-е годы в Исландию пришел реализм, отмеченный социалистическими, антиклерикальными и интернационалистскими тенденциями; возвестили о нем стихи Х.Хафстейна (1861–1922) и рассказы Г.Паульссона (1852–1891). Реализм заявил о себе и в романах Т.Гьялланди (наст. имя – Й.Стефаунссон; 1851–1915), в легких напевных строфах Т.Эрлингссона (1858–1914), в изящных стихах С.Стефанссона (1853–1927). На рубеже веков обозначился поворот реалистов к национальным идеям, в сторону идеализма и даже религии. Эта тенденция заметна в творчестве великого поэта-философа Э.Бенедиктссона (1864–1940), прозаика-спиритиста Э.Кварана (1859–1938), романиста Й.Трести (наст. имя – Г.Магнуссон; 1873–1918) и крестьянского поэта и романиста Г.Фридйоунссона (1869–1944).

    Свежим неоромантическим лиризмом выделились на рубеже столетий и в первые годы 20 в. произведения Г.Гвюдмюндссона (1874–1919) и Хульды (наст. имя – У.Б.Бенедиктсдеттер; 1881–1946). Их продолжателями выступили С.Сигюрдссон (1879–1939), Я.Й.Смаури (1889–1972) и Стефаун из Хвитадаля (1887–1933), тогда как Я.Тораренсен (1886–1972) и Э.Арнарсон (наст. имя – Магнус Стефаунссон; 1884–1942) представляли реалистическую сатиру.