Содержание статьи

    КАНСЬОНЕЙРУ

    КАНСЬОНЕЙРУ (cancioneiro; порт. – песенник), три крупнейших собрания галисийско-португальской средневековой поэзии, известные как Песенник из Ажуды (Сancioneiro da Ajuda), Ватиканский песенник (Cancioneiro da Vaticana) и Песенник Колоччи-Бранкути (Cancioneiro da Colocci-Brancuti), известный также как Песенник Национальной библиотеки (Cancioneiro da Biblioteca Nacional). Первый из них, наиболее древний, насчитывающий 310 произведений, представляет собой отрывки оригинальной рукописи конца 13 – начала 14 в. Второй и третий, насчитывающие, соответственно, 1205 и 1567 произведений, из которых 1125 совпадают, – это копии утраченных оригиналов, сделанные в Италии в эпоху Возрождения.

    Произведения, вошедшие в состав Кансьонейру, отличаются возвышенным лиризмом и виртуозной техникой песенного стиха. По содержанию они группируются вокруг трех тем, образуя, соответственно, три песенных жанра – «любовные песни» («cantigas de amor»), точнее песни о муках неразделенной любви, «песни о милом» («cantigas de amigo»), в которых девушка изливает свою тоску об ушедшем возлюбленном, и «песни насмешки и злословия» («cantigas de escárnio e maldizer»), в которых автор изощряется в подборе самых уничтожающих эпитетов в адрес досадившего ему человека. В последних содержатся элементы социальной критики. По происхождению песни подразделяются на «плясовые», «песни горцев», «песни о рыбачьей лодке», «рассветные песни», «песни паломника» и «прения», разновидность поэтического состязания.