Содержание статьи

    КАРПОВИЧ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

    КАРПОВИЧ, МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (1888–1959) – историк, публицист, мемуарист, редактор нью-йоркского «Нового Журнала». Историей увлекся, когда еще был гимназистом в Тифлисе, тогда же примкнул к революционному движению, сблизился с эсэрами, пропагандировал их взгляды. В 1905 был арестован, сидел в Мцхетской крепости. В 1906 поступил в Московский университет, слушал лекции В.Ключевского, участвовал в семинарах Д.Петрашевского. В 1907–1908 посещал Сорбонну. В 1914 окончил Московский университет и был оставлен при кафедре истории. Тема его магистерской диссертации – Александр I и Священный Союз. Работал в Историческом музее. В 1916 был мобилизован и направлен на службу в военное министерство.

    Весной 1917 прибыл в Вашингтон в качестве секретаря российского посла Бахметева. Участвовал в Парижской конференции, разработавшей условия Версальского мира, входил в состав Политического совещания, отстаивавшего интересы России. Когда эмиграция еще верила, что от большевиков Россию спасет интервенция, Карпович прозорливо писал: «Большевизм в России кончится только тогда, когда он будет изжит русским народом; это единственный путь, хотя бы для него нужны были десятилетия».

    Весной 1924 посольство в Вашингтоне закрылось. Карпович переезжает в Нью-Йорк, выступает с докладами. На жизнь зарабатывает книжной торговлей. В 1927 его пригласили в Гарвардский университет, где Карпович проработал тридцать лет, в 1949–1954 был деканом Славянского факультета. Читал лекции по курсу Введение в историю России, по западно-европейской истории, по русской литературе 19 в. и разработал курс История идейных течений в России, никогда в Америке не преподававшийся. Основные хронологические рамки Истории идейных течений – от Петра до сборника «Вехи». Карповича приглашали и в другие университеты. В 1932 вышла на английском языке его книга Императорская Россия, по которой учились поколения американских студентов. В этой книге Карпович показывает, что в течение двухсот лет «русский императорский режим проделал значительную эволюцию и подвергся большим переменам», что эти перемены были «движением вперед, а не назад», что в начале 20 в. Россия бурно развивалась и что революция не была неизбежностью.

    Карпович был из числа немногих университетских профессоров, кто создал свою научную школу. Хорошо знавший его А.Ф.Керенский говорил о его «исключительных способностях педагога… Когда Карповичу исполнилось 70 лет, двадцать семь выдающихся его учеников, ставших уже профессорами, поднесли ему сборник своих очерков… в знак преклонения, любви и благодарности»

    Долгие годы Карпович был связан с «Новым Журналом» – сначала как автор, с 1943 как соредактор, а затем стал главным редактором. В «Новом Журнале» он опубликовал более семидесяти своих статей и рецензий. Важная часть наследия Карповича-публициста – его Комментарии, печатавшиеся в «Новом Журнале» с 1951 по 1958. В некоторых из Комментариев раскрываются взгляды Карповича на характер исторического процесса, на проблемы национальностей в России, российско-американские отношения, роль эмиграции в сохранении культурного наследия.

    Взгляды Карповича на эмиграцию охарактеризовал в 1959 Керенский: «В условиях, в которых находится русская эмиграция, думал Карпович, для реальной политической борьбы, которая требует точного разделения борющихся партий, нет места. Ее задача другая: сохранить внутри себя основные религиозные, интеллектуальные и культурные ценности, выношенные русским народом за долгие столетия... Удержать эмиграцию на высоком культурно-духовном уровне, на котором уже стояла Россия перед войной 1914 года, сохранить в ней на будущее основы этой культуры, эту задачу и преследовал Карпович, и в этом была его служба России; и поэтому он занял в эмигрантской среде такое особое место».

    Умер Карпович в Бостоне в 1959.

    Вадим Крейд