Содержание статьи
    Также по теме

    КАЗАКОВА, РИММА ФЕДОРОВНА

    КАЗАКОВА, РИММА ФЕДОРОВНА (1932–2008), русская поэтесса. Родилась 27 января 1932 в Севастополе в семье военного. Раннее детство провела в Белоруссии, школьные годы – в Ленинграде, где в 1954 окончила исторический факультет университета; работала в Хабаровске (лектор, преподаватель, редактор студии кинохроники).

    Стихи начала публиковать с 1955, в 1958 вышел ее первый сборник Встретимся на Востоке, проникнутый актуальной в то время в советской литературе романтикой «трудного края» – Дальнего Востока, тихоокеанского побережья, «бездонных лесов» Сибири, мужественных и отважных людей – моряков, охотников, строителей, рыбаков, отвергающих, в духе переживающей свое второе рождение и ставшей «знаковой» для «оттепельной» молодежи Бригантины Павла Когана, покой, предсказуемость и однообразие «мещанской» жизни, похожей, по презрительному определению Казаковой, на «сборник выводов и формул по всем вопросам бытия». В 1964 Казакова окончила Высшие литературные курсы при СП СССР, с 1960-х годов живет в Москве, активно участвуя в литературно-общественной жизни страны и деятельности писательской организации (в 1976–1981 – секретарь правления Союза писателей СССР; организовывала повсеместные Пушкинские праздники поэзии, Дни литературы разных народов, способствовала возрождению поэтических вечеров в Политехническом музее и т.п.). С конца 1990-х годов – первый секретарь Союза писателей Москвы.

    Многочисленные книги стихов Казаковой (Там, где ты, 1960; Стихи, 1962; Пятницы, В тайге не плачут, оба 1965; Елки зеленые, 1969; Снежная баба, 1972; Помню, 1974; Набело, 1977; Страна Любовь, 1980; Пробный камень, 1982; Сойди с холма, 1984; Сюжет надежды, 1991, и др.) выявляют своеобразие ее лирики, прежде всего сочетание интуитивно-сердечного, интимно-камерного, «женского» взгляда – и многоуровневой широты поэтического обзора, включающего и извечные темы любви, дружбы, верности и материнства, и бытовые зарисовки, и гражданственные призывы и обличения, и философские раздумья, и панорамные, «географически» раздвинутые картины жизни современника, мыслям, чувствам и образу жизни которых поэтесса всегда сопричастна (стих. Люби меня застенчиво, Стихи о новорожденном сыне, Три ночных плача, Быть женщиной – что это значит?, Как просто быть счастливой в этом мире, Мать, Детство, Рынок у океана, Мне опять на Восток, Прибалтика, Из кубинского дневника, Среднеазиатские страницы, Вологда, А в Лондоне туманы..., Карловы Вары, Токио, Митинг в тропиках и др.). Мотив постоянного движения, поиска, мечты и стремления, выражаемый в ритмически богатой, метафорически образной и в то же время афористически емкой поэзии Казаковой, опирающейся как на традиции фольклора и городского романса, так и отечественной лирики конца 19–20 вв., определил свежесть ее художественного восприятия («Я остров, я атолл, коралл. / И среди бела дня / Мужчина, как большой корабль, / Уходит от меня...»), способствовал популярности многих ее стихов (ряд которых стал текстовой основой широко исполняемых песен на музыку А.Н.Пахмутовой, В.Я.Шаинского и др. композиторов – Ненаглядный мой, Мадонна, Ты меня любишь, лепишь, рисуешь, малюешь... и др.).

    Казакова известна также как публицист и переводчик поэзии (с абхазского, кабардинского, литовского, таджикского и др. языков).

    Умерла 19 мая 2008 в Подмосковье.

    См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    Литература

    Доризо Н. Стихи Риммы Казаковой. – Литературная газета, 1956, 4 сентября
    Михайлов Ал. Рыцари немедленного действия. – Знамя, 1970, № 8
    Казакова Р. Русло (Предисл. Е.Евтушенко). М., 1979
    Казакова Р. Избранные произведения, тт. 1–2. М., 1985
    Казакова Р. Наугад. Стихи всяких лет (Предисл. Е.Сидорова). М., 1995
    Казакова Р. Возлюби. Лирическая хроника 1990–1995. М., 1996
    Казакова Р. Ломка. Новая книга стихов. М., 1997
    Дагуров В. Пиши о том, чем ты живешь. – Российская газета, 1997, 25 февраля