Содержание статьи
    Также по теме

    КИРЕЕВСКИЙ, ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

    КИРЕЕВСКИЙ, ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (1806–1856), русский философ, литературный критик. Родился в Москве 22 марта (3 апреля) 1806 в дворянской семье. С 1824 служил в архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом «Общества любомудров». Для завершения образования в 1830 уехал за границу. В Германии слушал лекции Гегеля, Шеллинга, Шлейермахера. Вернувшись в Россию, начал издавать журнал «Европеец» (1832), вскоре запрещенный. В 1845 редактировал журнал «Москвитянин». Как и Хомяков, Киреевский был склонен связывать отрицательный опыт развития западного общества прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль, Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена: философия зависит от «характера господствующей веры» и на католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно славянофилу, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и «невежеству», либо, как это случилось с Шеллингом, к попыткам создать новую, «идеальную» религию. Киреевский ориентировался на православный теизм, и будущая «новая» философия виделась ему в формах православного, «истинного» осуществления принципа гармонии веры и разума, в корне отличного от его католической, томистской модификации. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».

    В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу («все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно») избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии». Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества». Как часть этого процесса общими («соборными»), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия.

    Умер Киреевский в Петербурге 11 (23) июня 1856.

    Литература

    Киреевский И.В. Сочинения, тт. 1–2. М., 1911
    Четвериков С. Оптина пустынь: Исторические очерки и личные воспоминания. Париж, 1926
    Киреевский И.В. Критика и эстетика: Собр. соч. М., 1979