Содержание статьи

    КРАУС, КАРЛ

    КРАУС, КАРЛ (Kraus, Karl) (1874–1936), австрийский писатель-сатирик, поэт. Родился 28 апреля 1874 в Гичине (Чехия, тогда в составе Австро-Венгерской империи). Бóльшую часть жизни провел в Вене.

    Краус рано пришел к выводу о том, что раздражавшие его явления венской культурной жизни, поначалу лишь дававшие повод для демонстрации его полемического таланта, на деле симптомы глубокой испорченности общества. В 1899 он начал издавать собственный журнал «Факел» («Die Fackel»), по материалам которого выпустил тома избранных публикаций: Мораль и преступность (Sittlichkeit und Kriminalität, 1908), Китайская стена (Die chinesische Mauer, 1910), Страшный суд (Weltgericht, 1919), Крушение мира от черной магии (Untergang der Welt durch schwarze Magie, 1922), Литература и ложь (Literatur und Lüge, 1929), Язык (Die Sprache, 1937).

    Крупнейшее произведение Крауса-драматурга, Последние дни человечества (Die letzten Tage der Menschheit), написано во время Первой мировой войны и опубликовано в 1919. Среди других его пьес – Литература (Literature, 1921), Театр мечты, (Traumtheater, 1922), Кукуландия на облаках (Wolkenkuckucksheim). В 1952 впервые опубликована Третья Вальпургиева ночь (Die Dritte Walpurgischnacht) – выпуск «Факела», созданный еще в первые месяцы после прихода Гитлера к власти в Германии.

    Сатира Крауса питалась противоречием между изначальной чистотой языка и его стилистическим и смысловым искажением под пером пишущих. Он указывал на порчу языка в среде чиновников, политиков, писателей и журналистов, полагая, что зло мира неизбежно вытекает из вечного несоответствия между чистотой слова и нечистыми намерениями публичной речи. Воплощением подобной опасности была в его глазах гитлеровская Германия. Многие критики воспринимают Крауса как адепта вневременных добродетелей, а его критику частных пороков – как защиту абстрактной духовной непогрешимости.

          КАРЛ КРАУС