Содержание статьи

    КРУТИЛИН, СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ

    КРУТИЛИН, СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ (р. 1921), русский писатель. Родился 2 октября 1921 в с.Делехово Рязанской губ. в крестьянской семье. Участник Великой Отечественной войны. Окончил филологический факультет МГУ (1947); выступал в печати с рассказами и очерками, главным образом из жизни заводских рабочих. С 1952 переключился на сельские темы, заявив о себе, наряду с Ф.А.Абрамовым, В.В.Липатовым, «вятичем» В.Н.Крупиным и др., как об одном из ведущих современных писателей-«деревенщиков» (повесть Родники, 1953; кн. рассказов и очерков За поворотом, 1961). Прошлому и настоящему г. Кирова (Вятки) и области посвящен цикл очерков Крутилина Город на Вятке-реке (1959). Первое масштабное произведение Крутилина роман Подснежники (1961) раскрывает процесс становления личности молодого человека в трудных условиях строительства целинного совхоза. Несмотря на выразительность языка и динамизм диалога, роман несет черты очерковости и некоторого схематизма. Роман Липяги (кн. 1–3, 1963–1965; Государственная премия РСФСР им. М.Горького, 1967), принесший Крутилину широкое признание и ставший, наряду с Пряслинами Абрамова, Ивушкой неплакучей М.Н.Алексеева, эпическими романами А.С.Иванова, Г.М.Маркова и др., попыткой «положительного», в русле безусловного признания декларированных ценностей советского строя, исследования исторического опыта народа в современный период, рассказывает о жизни рязанского села. Сложная композиция, разветвленный сюжет, свободное перемещение временных пластов, достоверность бытописания и острая проблемность способствовали художественной убедительности созданного Крутилиным совокупного образа современной деревни. В спокойном и обстоятельном повествовании о жизни старинного русского села Липяги, расположенного неподалеку от знаменитого Куликова поля, вырисовывается героическая история всего крестьянства, этого наиболее адекватного и сохранного для Крутилина, как и его единомышленников, носителя духовного и телесного национального генотипа. С уверенностью в правоте социалистических преобразований и с объективным художественным драматизмом, сопротивляющимся авторской тенденциозности, Крутилин показывает ломку вековой психологии собственника и внедрение, зарождение и культивирование «общественной», «коллективистской» морали. С жесткой язвительностью и достоверностью описывает автор процесс деградации советского села, развращаемого и разоряемого некомпетентным администрированием, круговертью «привозных» председателей колхозов, выводя, тем не менее, свое повествование к оптимистической надежде на всепреодолевающую «земную» силу потомственных хлебопашцев, кормильцев нации и ее опору. Роман, состоящий из 22-х новелл, претендует не только на содержательную (чему способствует и фрагментарность повествования, децентрализация героя), но и стилевую многотональность, от развертывания острых психологических сцен (Ракиты, Баллада о колодце) до лирико-публицистических отступлений (Назаркин клад).

    «Окопная» правда, судьба рядового человека на войне, исторические события в преломлении индивидуальной судьбы и характера, как правило, отторгающего неизбежное зло военной жестокости (что сближает прозу Крутилина с творчеством В.П.Астафьева, Ю.В.Бондарева, Г.Я.Бакланова, В.Л.Кондратьева и т.п.), раскрывается на материале военных воспоминаний в повести Лейтенант Артюхов (1968), романах Кресты (1975) и Окружение (1976), объединенных под общим названием Апраксин бор.

    Автор «сюжетных» очерков, опирающихся преимущественно на собственный опыт и обращающихся к социально-нравственным проблемам современного города и села, как и романы Грехи наши тяжкие и Половодье (оба 1982), повести Косой дождь (1969), Старая скворечня (1970), За косогором (1971), Пустошель (1973), Прощальный ужин (1977), сб. повестей и рассказов Мастерская (1981), в которых постоянным «знаком» авторской любви, сострадания и надежды выступают светлые образы неприхотливых, честных и наивно-поэтических в своей близости к природе сельских тружеников (Лена в Косом дожде), романтических искателей идеала, безупречных в работе, трогательных в бескорыстной преданности своей любви (строитель Иван Васильевич в Прощальном ужине, художник Кудинов в повести Мастерская в глухом переулке, 1978).

    См. также РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    Литература Кедрина З. Первая повесть. – Литературная газета, 1953, 3 декабря
    Залыгин С. В русском селенье... – В мире книг, 1963, № 10
    Фоменко Л. Не стоит село без труженика. – Москва, 1964, № 10
    Радов Г. Липяги – на миру. – Литературная газета, 1964, 19 ноября
    Питляр И. Записки сельского учителя. – Новый мир, 1965, № 3
    Крутилин С. Собрание сочинений, тт. 1–3. М., 1984