Содержание статьи

    ЛИАНОЗОВСКАЯ ШКОЛА

    ЛИАНОЗОВСКАЯ ШКОЛА – условное название сложившегося к концу 1950-х круга российских поэтов и художников, центром которого был художник и поэт Евгений Леонидович Кропивницкий, и куда входили поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов, а также художники Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, художник и поэт Лев Кропивницкий, сын Е.Л.Кропивницкого. Круг этот складывался постепенно и спонтанно, в творчестве выступали на первый план не какие-либо единые эстетические каноны или устремления, а общее у всех желание выстроить новую поэтику и выразить себя с наибольшей полнотой: Для «лианозовцев» был характерен повышенный интерес к исканиям товарищей и взаимная поддержка.

    Решающую роль в становлении «школы», по крайней мере, на начальном этапе, сыграл Е.Кропивницкий, который стал духовным учителем для Холина и Сапгира. Он был своеобразной личностью, органично соединявшей лиризм и скепсис, прирожденным наставником, пробуждавший дремлющий талант, помогавший понять человеку его собственную натуру. Влияние оказывала и сама жизнь учителя. См. также КРОПИВНИЦКИЕ.

    Е.Кропивницкий был напрямую связан с культурой «серебряного века», среди его друзей – поэт и переводчик Арсений Альвинг, пропагандировавший поэзию И.Ф.Анненского, поэт и переводчик Юрий Верховский, поэт Филарет Чернов, художники Павел Кузнецов, Роберт Фальк, Александр Тышлер.

    Все это отразилось и на живописной эстетике Е.Кропивницкого, и на его поэтике. Отказавшись в 1930-х от своей прежней литературной манеры, он уничтожил большинство созданных до этого стихов.

    Он подчеркнуто называл себя «поэтом окраины и мещанских домиков». Стихи его, предельно конкретизированные, насыщенные точными, как будто избыточными деталями, запечатлели жизнь этой самой окраины, где ничего не укроется от соседских глаз, да никто ничего и не скрывает: У забора проститутка. / Девка белобрысая. / В доме 9 – ели утку / И капусту кислую. // Засыпала на постели / Пара новобрачная. / В 112-ой артели / Жизнь была невзрачная. На эти «низкие» и даже «низменные» сцены Кропивницкий смотрит чуть иронически, но с очевидной теплотой и сочувствием.

    Несмотря на то, что сюжеты его картин предвосхитили сюжеты стихов поэтов-«лианозовцев» – тут и пейзажи окраин, и портреты жителей окраин, в частности, женские – живописная тональность этих работ отличаются своеобразной, не бросающейся в глаза мажорностью и в определенном смысле бесконфликтностью.

    История «Лианозовской школы» начинается издалека, человеческие связи «лианозовцев» возникли задолго до того, как они стали поэтами и художниками. До войны Сапгир занимался в литературном кружке, который вел при Доме художественного воспитания Альвинг (ту же студию посещал и Л.Кропивницкий, но тогда они не встречались). В 1944, вернувшись из эвакуации в Москву, Сапгир отправился в Дом художественного воспитания, надеясь встретить знакомых, кроме того, кружковцам давали «рабочую» продуктовую карточку. Там он познакомился с Евгением Кропивницким, который вел художественный кружок, здесь же впервые увидел и занимавшегося в художественном кружке Рабина, с которым вскоре подружился.

    На правах члена семьи Сапгир жил в доме Кропивницкого. В 1949 в этом доме появляется Холин. В 1956 из заключения возвращается сын Кропивницкого. В 1959, после знакомства с Рабиным, входит в тот же круг Некрасов, в 1961 появляется Я.Сатуновский, в 1967 – приехавший из Харькова Э.Лимонов.

    В этом все расширяющемся круге многие уже не были непосредственными учениками Кропивницкого, хотя испытали на себе его влияние. Некрасов называет своим учителем поэта Н.И.Глазкова, Сатуновский пришел вполне сложившимся человеком, уже нашедшим собственную поэтику.

    Тогда же, в конце 1950-х, встречи из дома Кропивницкого переместились в Лианозово (так назывался поселок, ныне влившийся в город). В Лианозово находился поделенный на квартиры барак, где жили Рабин и его жена Валентина, дочь Кропивницкого. По воскресеньям здесь проходили живописные выставки. Здесь же читали стихи, говорили об искусстве. Среди постоянных посетителей были киносценарист С.Л.Лунгин, литературовед Л.Е.Пинский. Приезжали в Лианозово поэты Б.А.Слуцкий, Л.Мартынов, Назым Хикмет.