Содержание статьи
    Также по теме

    МЭМЕТ, ДЭВИС АЛАН

    МЭМЕТ, ДЭВИД АЛАН (Mamet, David Alan) (р. 1947), американский драматург и сценарист. Родился 30 ноября 1947 в Чикаго (шт. Иллинойс). Будучи еще школьником старших классов, поступил в «Халл-хаус тиэтр». Учился в Годдард-колледже в Вермонте, бросив учебу, уехал в Нью-Йорк обучаться актерскому искусству в «Нейборхуд плейхаус» (1968–1969), вернулся в Вермонт и в 1969 окончил колледж, получив степень бакалавра искусств. Еще в студенческие годы Мэмет написал свою первую пьесу Верблюд (1969), затем одноактовку Судно (1970), поставленную в Малборо-колледже, где он к тому времени преподавал актерское искусство.

    Мэмет перепробовал множество профессий, успел побывать таксистом, поваром в буфете, фабричным рабочим, поплавать на торговом судне, поездить коммивояжером в качестве агента фирмы по торговле недвижимостью. Вернувшись в Годдард-колледж в качестве преподавателя актерского мастерства, он в 1972 организовал театр, названный «Сент-Николас компани». В 1973 труппа перебралась в Чикаго, и вплоть до 1976 Мэмет продолжал оставаться ее руководителем. В Чикаго состоялись премьеры его пьес Утиные вариации (1972) и Сексуальные извращения в Чикаго (1974). Престиж Мэмета упрочился после того, как в 1975 ему была присуждена премия Джозефа Джефферсона за лучшую пьесу, написанную чикагским драматургом.

    Но настоящая известность пришла к нему после постановки пьесы Американский бизон (1975). Пьеса принесла Мэмету премию Оуби 1976 года как лучшему драматургу-дебютанту, а также премию Объединения нью-йоркских театральных критиков за лучшую американскую пьесу 1977.

    В конце 1970-х годов Мэмет выпускал несколько пьес в год. В пьесе Водяной двигатель (1977), с подзаголовком «американская сказка», он развивает тему, начатую в Американском бизоне: о мифах, существующих в мире бизнеса. Пьеса Жизнь в театре (1977) – холодно-ироничный взгляд на мир театра, показанный «с изнанки». Пьеса В лесах (1977) приоткрывает подсознательные стороны взаимоотношений молодой супружеской пары, оставшейся наедине «на лоне природы». Первые постановки всех этих пьес состоялись в Чикаго. Три следующие работы: Воссоединение (1977), Темный пони (1977) и Святость брака (1979) – пьесы «семейные», в основном построенные на диалогах. Все три были поставлены во внебродвейском «Серкл репертори тиэтр» осенью 1979.

    В том же 1979 Мэмет впервые пробует свои силы в качестве сценариста: пишет новую версию фильма, впервые снятого в 1946 по роману Джеймса М.Кейна Почтальон всегда звонит дважды. В 1982 выходит фильм Приговор, сценарий которого написан Мэметом по популярному роману Барри Рида. Все трое – автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли – были номинированы на Оскара.

    Мэмет часто говорит, что работа над сценариями оказалась для него бесценным опытом, многому его научившему: «После того, как я начал работать в кино, я научился подчиняться необходимости вводить сюжет и развитие действия в строгие рамки». Так или иначе, но именно после Приговора им была написана его самая знаменитая пьеса Гленгэрри Глен Росс, за которую в 1984 Мэмету присудили Пулитцеровскую премию.

    Премьера состоялась в 1983 в Англии, затем в Чикаго, и только в 1984 пьеса вышла на Бродвей. Помимо Пулитцеровской премии, ей была также присуждена премия Объединения нью-йоркских театральных критиков. В 1992 по пьесе был снят фильм с Джеком Леммоном в главной роли.

    Пьесы, появившиеся впоследствии: Испанец-заключенный (1985), Гони быстрей (1988, примечательна тем, что в этой пьесе состоялся бродвейский дебют Мадонны), Олеанна (1992), Криптограмма (1994), Старые соседи (1977).

    Помимо пьес, Мэметом написаны также многие киносценарии. В 1987 на экраны вышел снятый по его сценарию и нашумевший фильм Карточный домик. Наиболее значительны также следующие его работы в кино: Неприкасаемые (1987), Все меняется (1988), Мы не ангелы (1989), Убийство (1991), Испанец-заключенный (по собственной пьесе и в собственной постановке, 1997). В том же году Мэмет в соавторстве написал сценарий политического фарса Прогуляй собачку (в главной роли Роберт Де Ниро), целиком построенный на реальных фактах, включая события из жизни президента Клинтона. Фильм, также снятый Мэметом по собственному сценарию, – Государство и человек (2000), представляющий собой забавную пародию на известных людей из мира кино. После 2000 продолжает писать сценарии приблизительно с частотой один в год. Среди последних работ мастера сценарии к кинодраме Князь провидения (2014) и комедии Что случилось прошлой ночью (2014).

    Мэметом также написано большое число телесценариев, опубликовано несколько сборников эссе, пьес, детских рассказов. Помимо прочего, он автор слов для песенок, с которыми выступает его жена, актриса Ребекка Пиджен.

     ДЭВИД МЭМЕТ  © Dorothy Alexander